Спорт

Печатать страницу
ШАХМАТЫ – древняя интеллектуальная игра, имеющая многовековую историю. Сейчас – одна из наиболее распространенных настольных игр. Сочетает в себе элементы спорта, науки и искусства. Имеет воспитательное значение: способствует становлению личности, учит логически мыслить и планировать свои действия, развивает концентрацию внимания и усидчивость. При игре в шахматы проявляются многие особенности человеческой личности, поэтому они иногда используются в качестве модели научных исследований в психологии и педагогике. Использовались они и для выявления возможностей ЭВМ при решении задач так называемого переборного типа, когда из возможных элементов решения нужно выбрать наилучший.

В разных странах эта игра имеет свое название: в Англии – чесс (chess), в Испании – ахедрес (el axedres), в Германии – шах (Schach), во Франции – эшек (echecs). Русское название происходит от персидского «шах мат» – властитель побежден.

Правила игры. Правила игры ныне едины во всем мире. Обычно в шахматы играют два партнера, которые по очереди передвигают фигуры по квадратной доске, называемой шахматной и разделенной на 64 равных квадрата, попеременно окрашенные в белый и черный цвет (или желтый и коричневый). Доска между партнерами располагается так, чтобы левый крайний квадрат был черного цвета.

В начале игры у партнеров равное число фигур и пешек (по 16). У одного фигуры светлой окраски (белые), у другого – темной (черные). У каждого – король, ферзь, две ладьи, два слона, два коня и 8 пешек. Первоначальное расположение фигур на доске показано на диаграмме:

ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ РАСПОЛОЖЕНИЕ фигур на доскеПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ РАСПОЛОЖЕНИЕ фигур на доске

Фигуры отличаются друг от друга не только своим внешним видом, но и способом передвижения по доске.

Король – самая важная фигура. Король погиб – партия проиграна. Цель игры – поставить короля партнера в безвыходное положение, объявить ему мат. Король может ступить на любое соседнее поле, как показано на следующей диаграмме:

КОРОЛЬ может ступить на любое соседнее полеКОРОЛЬ может ступить на любое соседнее поле

Ферзь – самая сильная фигура. Куда он может пойти, показывает следующая диаграмма.

ФЕРЗЬ – самая сильная фигураФЕРЗЬ – самая сильная фигура

Ладья – вторая по силе фигура. Она движется по вертикалям и горизонталям.

ЛАДЬЯ движется по вертикалям и горизонталямЛАДЬЯ движется по вертикалям и горизонталям

Слоны движутся по диагоналям. Белопольный – по белым полям, чернопольный – по черным.

СЛОНЫ  движутся по диагоналямСЛОНЫ движутся по диагоналям

Конь ходит буквой «Г». По силе он примерно равен слону, но обе эти фигуры уступают ладье.

КОНЬ ходит буквой «Г»КОНЬ ходит буквой «Г»

Конь – единственна фигура, которая способна перепрыгивать как через свои, так и через чужие фигуры.

ПЕШКА – самая слабая фигураПЕШКА – самая слабая фигура
.

Лишь в начальном положении она может быть двинута на два поля вперед. Если же пешка дошла до последней (восьмой) от своего лагеря горизонтали, она должна быть немедленно заменена любой фигурой того же цвета, кроме короля.

Если на пути фигур стоит фигура того же цвета – путь закрыт. Если же на пути фигур стоит фигура партнера, ее можно взять. При взятии фигуру партнера снимают с доски, а бьющая фигура ставится на ее место. Однако взятие не обязательно.

Лишь пешка бьет иначе, чем ходит. Ходит по вертикали, а бьет по горизонтали.

ПЕШКА ходит по вертикали, а бьет по горизонталиПЕШКА ходит по вертикали, а бьет по горизонтали

На диаграмме пешка белых застопорена пешкой черных, но она при ходе белых может взять либо ладью, либо коня. Совершив взятие, пешка переходит на соседнюю вертикаль и дальше будет двигаться уже по ней. А белая пешка, стоящая на седьмой горизонтали, может при ходе белых пройти вперед и превратиться в любую фигуру, либо взять коня и тоже превратиться в любую фигуру.

В процессе игры фигуры движутся по доске, нападают на фигуры противоположной стороны, берут их и снимают с доски. Единственная фигура, которая всегда остается на доске – король. Если король атакован, его нужно немедленно обезопасить. Если король не может покинуть атакованное поле, не может прикрыться от нападения одной из своих фигур, не может уничтожить атакующую фигуру – это значит, что король получил мат, и партия проиграна.

Если в начальном положении, за исключением короля и ладьи, первая горизонталь (для черных, соответственно, восьмая) свободна от других фигур, то возможна рокировка – двойной ход короля и ладьи. При рокировке сначала короля передвигают на два поля вправо (короткая рокировка) или на два поля влево (длинная рокировка), затем ладью переносят через короля и ставят с ним рядом. Рокировку делают для того, чтобы убрать короля из центра доски в более безопасное место. Рокировка невозможна, если при перемещении короля он должен пересечь поле, атакованное фигурой противоположной стороны.

Игру обычно начинают белые. Право играть белыми определяется жребием. При своем ходе игрок обязан пойти одной из своих фигур. Пропуск ходов не разрешается.

Не всегда игра кончается победой одного и поражением другого партнера. Она также может завершиться вничью. Это происходит в следующих случаях:

1. Когда у обеих сторон недостаточно сил, чтобы дать мат.

2. Когда при своем ходе у одной из сторон нет ни одного возможного хода. Такое положение называется патовым и считается ничейным.

3. Когда при очереди хода одной стороны троекратно возникла одна и та же позиция.

4. Когда прошло 50 ходов, а на доске не сделано ни одного хода пешками и не взята ни одна фигура, то по требованию одной из сторон может быть зафиксирована ничья.

5. Когда обе стороны согласны закончить игру миром.

Сейчас для ограничения времени на обдумывание ходов в соревнованиях применяют специальные часы с двумя циферблатами. Впервые часы подобного типа были применены в 1883 на международном турнире в Лондоне. В настоящее время во всем мире распространены электронные часы без стрелок с цифровой индексацией времени.

При игре с часами каждый из играющих должен в заданное заранее время либо сделать определенное число ходов, либо даже закончить партию.

Если одному из них это сделать не удалось (контрольное время на часах истекло), считается, что он просрочил время, а значит и проиграл партию. На механических часах просрочка времени фиксируется падением специального флажка, а на электронных – когда выпадают нули.

В зависимости от контроля времени различают следующие формы игры:

1. «Блиц», когда на всю партию каждому из играющих дается от трех до 15 минут.

2. Быстрые шахматы, когда играющим дается от 15 до 30 минут каждому.

3. Классические шахматы, когда обычно играющим дается по два часа на 40 ходов каждому, затем по часу на 20 ходов и, наконец, по полчаса каждому до конца партии. В этом случае игра продолжается 7 часов. Однако в классических шахматах применяются и другие контроли времени, как, например, по 2 часа каждому на всю партию и т.д.

Международная шахматная федерация (ФИДЕ) пытается убыстрить классические шахматы и в соревнованиях на первенство мира по так называемой «нокаут системе» (проигравший выбывает) ввела следующий контроль: 1 час 15 минут на 40 ходов, а затем 15 минут до конца партии, но с добавлением 30 секунд на каждый сделанный ход, начиная с первого. В официальных соревнованиях по классическим шахматам играющие, как правило, обязаны вести запись ходов. Однако, если у одного из них на часах осталось меньше пяти минут и дополнительные секунды не добавляются, то он имеет право перестать это делать. После падения флажка или другой фиксации окончания времени на обдумывание ему вменяется в обязанность восстановить запись ходов.

Недостаток времени на обдумывание ходов называют цейтнотом (от немецкого Zeit – время, Not – нужда).

Происхождение и история шахмат. Историки игры стремятся установить, где как и почему они возникли, как распространились по белу свету через века и страны, от народа к народу, от цивилизации к цивилизации. Как со временем менялись правила игры, как развивалась ее теория, как и почему возникали различные школы шахмат. Археологические находки свидетельствуют: игры с фишками на доске были известны в древние времена – в Ассирии, Месопотамии и Египте уже в III–IV тысячелетиях до н.э. По-видимому, это были игры кто кого обгонит («вперегонки»), где передвижение фишек определялось бросанием игральных костей.

Затем возникли игры военного типа, в которых «фишки» убивали друг друга. Это произошло много позднее. В древнем Египте такой игрой была «тау» (1270 лет до н.э.), в древней Греции – «петтеия» (V в. до н.э.), в древнем Риме – «латрункули» (I–II вв. до н.э.).

Большинство историков согласно с тем, что шахматы возникли в Индии, хотя есть и другие гипотезы об их происхождении, связанные с Китаем и Месопотамией. Отсутствие фактических данных и археологического материала создает почву для самых фантастических гипотез, таких, например, что шахматы на землю занесли инопланетяне.

Естественно, что шахматам в Индии предшествовали другие, менее сложные игры. Раскопки в Мохенджо-Даро и Хараппе (современный Пакистан), где были найдены игральные фишки, доски и игральные кости, показывают, что игры типа «вперегонки» были там известны во II–III тысячелетиях до н.э. Азартные игры с костями были популярны в Индии и много позднее. Первое упоминание о военной игре, похожей на шахматы, мы находим в Харшарите, поэме, написанной в честь царя Харши, правителя Северной Индии с 606 по 648 год. Ее автор, придворный поэт Бана сообщает в стихотворной форме, что при Харше ссорились только пчелы, собирая нектар, и что только аштапада учила расстановке чатуранги. Чатурангой в древней Индии называлось войско. По санскритски чатур (catur) значит анга (anga) – часть. Войско состояло из четырех основных боевых сил – боевых колесниц, боевых слонов, конницы и пеших воинов. Смысл слов поэта ясен – во время правления Харши в Северной Индии царили мир и порядок, а воевали только на игральной доске (аштападе).

Примерно в том же VII в. шахматы проникли из Индии в Персию, где они получили название «чатранг», что является производной от чатуранги. Примерно в тоже время, что и в Персию, шахматы проникли в Среднюю Азию. При археологических раскопках в Афросиабе (Самарканд) были найдены фигурки из слоновой кости, датируемые VII–VIII вв. Это самые древние шахматные фигуры. Они являются изобразительными, так как изображают в миниатюре шаха, а также конных и пеших воинов.

После того, как арабы завоевали Персию, с шахматами познакомился исламский мир. Арабы назвали их шатрандж.

В VIII–IX вв. в Арабском Халифате шатрандж получил самое широкое распространение. Правда, ислам запрещает изображение людей и животных. Чтобы избежать конфликта с религией, шахматным фигуркам, имевшим вначале вид миниатюрных скульптур, стали придавать абстрактную форму. Такие фигурки были просты в изготовлении (их делали из обожженой глины) и, главное, дешевы, что способствовало распространению игры среди простого народа.

С арабским периодом в развитии шахмат связано изобретение способа записи сыгранных партий, так называемой описательной нотации. Игроки стали собирать эти партии и анализировать их. Появились рукописи, охватывающие различные аспекты шатранджа – историю, правила игры, стратегию и особенно тактику. Были разработаны различные дебютные расстановки фигур – «табии». Возникла шахматная композиция – на основе сыгранных партий шахматисты стали создавать задачи «мансубы». Предпринимались также попытки философски осмыслить игру в шахматы, определить ее место в человеческой культуре.

В связи с ростом числа людей, умеющих играть в шахматы, возникла необходимость создания своеобразной квалификационной системы. В зависимости от силы игры и представляемой для уравнения шансов форы, шахматисты делились на 5–6 классов. Высший класс составляли «алии» – мастера шатранджа. Благодаря письменным источникам, нам известны имена некоторых из них. Самая старинная сохранившаяся до нашего времени шахматная рукопись датируется 1140. Однако она опирается на более ранние сочинения, написанные в IX и X вв. В настоящее время в мире известны лишь около двух десятков восточных рукописей, посвященных шатранджу, написанных в период с XII по XVII вв. В целом они дают хорошее представление о высоком уровне развития шатранджа.

Это была более медленная и менее динамичная игра, чем современные шахматы, так как слон и особенно ферзь были намного более слабыми фигурами, чем сейчас. Мат в шатрандже случался сравнительно редко, и к победе вело также полное уничтожение сил противника (кроме короля) и пат. Поскольку игра развивалась медленно, с целью ее ускорить игроки начинали партию с определенных позиций – «табий», возникавших примерно после 12–15 ходов. Таких «табий» насчитывалось около дюжины.

Большого искусства мастера шатранджа достигли в составлении задач – мансуо. Уже в X в. составлялись настоящие художественные произведения, отличавшиеся оригинальностью замысла, остроумным решением, эффектной заключительной позицией.

Большого успеха лучшие мастера шатранджа достигли также в искусстве анализа.

Первые упоминания о состязаниях алиев – мастеров шатранджа – относятся к первой половине IX в.

В IX–X вв. халифы в Багдаде слыли покровителями шахмат, и при их дворе систематически проводились соревнования лучших шахматистов того времени.

Распространение шахмат в Арабском Халифате проходило на фоне пышного расцвета арабской культуры, когда появились сочинения арабских математиков, географов, астрономов и историков. Когда в городах создавались школы, библиотеки, университеты, а в архитектуре возник новый стиль, который теперь называют мавританским.

Шахматы в Западной Европе. Западная Европа заимствовала шахматы в форме шатранджа у арабов, в первую очередь, через Иберийский полуостров, но возможно также через Аквитанию и Прованс (южное побережье Франции), а также через юг Аппенинского полуострова. Распространению игры на Британских островах и в Скандинавии способствовали викинги.

Первое упоминание о шахматах в Западной Европе относится к самому началу XI в., однако игра могла быть уже известна на один, а то и на два века раньше.

В XI–XII вв. шахматы считались одним из самых распространенных развлечений феодальной знати, входили в программу рыцарского воспитания. Настольные игры, существовавшие в Западной Европе со времен древнего Рима, были азартными играми на деньги, поэтому шахматы тоже стали игрой на ставку. Неудивительно, что Римско-католическая церковь пыталась их запретить, однако все эти запреты оказались безуспешными и позднее, к 1400, были отменены.

В Западной Европе шатрандж претерпел значительные изменения. Во-первых, начиная с XI в. шахматная доска стала двухцветной (на Востоке она была одноцветной). Во-вторых, вместо трех путей к победе – мата, пата и уничтожения всех боевых сил, остался лишь один – мат. Это, по-видимому, объяснялось тем, что в игре на ставку упрощало расчеты. В-третьих, стремились убыстрить игру – в начальном положении был разрешен двойной ход пешкой, придуман прыжок короля (в пределах прямоугольника с1 – с3 – g1 – g3) – прообраз будущей рокировки. К тому же, после того как пешка превратилась в ферзя, последний мог прыгнуть на любое третье поле вокруг себя.

Загадочные для европейцев абстрактные фигуры шатранджа вновь стали принимать изобразительную форму.

В 1283 по указанию Альфонса X Мудрого (1221–1284), короля Кастилии и Леона, в Испании была написана Книга игр, первая часть которой посвящена шахматам. В ней приведены 103 задачи. Подавляющее большинство этих задач имеют восточные корни. Однако в отличие от восточных аналогов, где задание было – выиграть или сделать ничью, здесь появилось принципиально новое условие: нужно дать мат в определенное число ходов. Иногда к этому добавлялись и другие условия – нужно дать мат на определенном поле или определенной фигурой. Появление таких задач означало отход от правил игры. Эта тенденция получила развитие и в других сборниках задач, появившихся в то же примерно время в Англии и Италии. Возникли задачи на обратный мат, где заданием является вынуждение противника дать мат. Сейчас эта область композиции называется «сказочные шахматы». Подобные задачи были далеки от практики и никак не способствовали совершенствованию шахматистов. Это были головоломки, решение которых развивало смекалку и изобретательность.

Европейские задачи часто решались на пари или на ставку. Их решение стало своего рода азартной игрой. И сборники задач становились источником дохода. Поэтому появились также «обманные» задачи, которые было решить невозможно и смысл которых был в том, чтобы обмануть решателя и выиграть ставку.

Кроме сборников задач в те времена в Западной Европе появилась обширная литература, связанная с шахматами. Во-первых, дидактические произведения (нередко в стихотворной форме), в которых излагались правила и основные принципы игры. Во-вторых, богатая шахматная символика использовалась проповедниками для этических и нравственных поучений, следующего типа: «Мир напоминает шахматную доску, белую и черную. Эти цвета показывают два состояния – жизни и смерти, или хвалы и осуждения. Шахматные фигуры представляют людей этого мира, которые рождаются одинаково, занимают различное положение, получают разные звания, соперничают между собой, а в конце их ждет одна и та же судьба, которая всех уравнивает. И король часто оказывается в мешке под другими фигурами».

Наиболее распространенным таким сочинением в средние века был трактат ломбардского проповедника Якобуса Цессолеса Об обычаях людей простых и знатных. По популярности этот трактат уступал только Библии. Взгляды проповедника отражали концепцию средневекового ученого и философа XII в. Иоанна Солсберийского (умер в 1180), согласно которой феодальное общество представляет как бы единый механизм, каждая часть которого выполняет свои определенные функции. А трактат Цессолеса, написанный в конце XIII века, отражал эти идеи применительно к шахматам.

«В жизни, как на шахматной доске, – проповедовал Цессолес, – каждая фигура имеет не только свои права, но и обязанности». В целом же он представлял расстановку фигур и пешек на доске как модель феодального государства. Вторая половина XV в. в Европе характеризуется изобретением книгопечатания, началом эпохи географических открытий, означавшим расширение пространства, а в переносном смысле и расширением горизонтов. Повысился интерес к искусству, точным наукам, истории. К периоду Ренессанса относится и реформа шахмат. Слон и особенно ферзь получили намного большую свободу передвижения, чем в старых шахматах. Это изменение правил сделало игру более быстрой, более динамичной, более богатой тактическими возможностями, а, значит, и более интересной и привлекательной, что обеспечило ее дальнейшую жизнеспособность. Шахматы уже испытывали сильную конкуренцию со стороны игральных карт, которая особенно усилилась, когда карты стали печатать. Не исключено, что прошедшая реформа спасла шахматы от забвения. Изменение правил могло произойти в среде молодых интеллектуалов, людей высокой культуры, с обостренным восприятием новых веяний, с тонким чувством прекрасного. И можно согласиться с мнением испанского историка Рикардо Кальво, что эта реформа произошла в Валенсии, в литературном кружке молодых поэтов. Они, кстати, создали первое сочинение, посвященное новым шахматам. Это была поэма Шахматы любви. Она датируется 1480 и в ней описывается партия, игранная по новым правилам. Они назвали эту игру «игрой Дамы». Название имеет двоякий смысл – во-первых, подчеркивает сильнейшую фигуру новых шахмат, во-вторых, прославляет благородных и прекрасных дам.

В Испании вышли и первые печатные книги о новых шахматах – в 1495 100 задач Францеска Висента и в 1497 Забавы любви и искусство шахмат Луиса Рамиреса Лусены.

Употребив слово «искусство» Лусена высветил важную эстетическую сторону новой игры, которая сразу же привлекла к ним новых поклонников, особенно в Италии, где раньше всего в Европе воцарился дух Ренессанса. Первая же книга о новых шахматах португальца Дамиано, выпущенная в 1512 в Риме на двух языках – испанском и итальянском, оказалась необычайно популярной, и в XVI в. выдержала 8 изданий.

Немало способствовала распространению новой игры в Европе поэма Марка Иеронима Виды Игра в шахматы. Написанная на классической латыни, она только в XVI в. выдержала около 30 изданий, была переведена почти на все европейские языки. Это объяснялось тем, что поэт был священнослужителем, впоследствии он стал епископом. В томик своих религиозных стихов он включил написанную им в молодости шахматную поэму. Стихи Виды расходились по монастырям, университетам и библиотекам. А вместе с ними распространялись и новые шахматы.

Хотя родиной новых шахмат явилась Испания, но Италия оказалась лучше всего подготовленной для их восприятия. В XVI в. новая игра получила там самое широкое распространение. Появилось немало шахматистов-практиков, которые стали профессионалами, зарабатывающими игрой хлеб насущный. Испанский священник Рюи Лопес де Сегура был одним из первых мастеров и теоретиков современных шахмат. В 1560 он приезжал в Рим и с успехом играл с итальянскими мастерами. В 1561 выпустил книгу Об изобретательности и искусстве игры в шахматы, в которой отразил состояние шахматной теории в середине XVI в. В отличие от шатранджа в новых шахматах быстрее всего стала развиваться теория дебютов.

Первым международным турниром в истории современных шахмат считаются встречи испанцев Рюи Лопеса и Альфонса Серона с итальянцами Джованни Леонардо и Паоло Бои. Это соревнование проходило в 1575 в Мадриде при дворе короля Филиппа II и закончилось поражением испанцев.

В XVI в. в правила игры было внесено еще одно изменение – появилась рокировка, причем итальянцы изобрели свободную рокировку, когда король и ладья могли поменяться местами.

С конца XVI в. слава сильнейших шахматистов переходит к итальянским мастерам, и с их творчеством впервые связывается понятие школы – итальянской. Их партии и дебютные анализы, представленные в рукописи Полерио, книгах Сальвио, Карреры и Греко, показывают ярко выраженную наступательную стратегию игры – стремление к жертвам материала ради выигрыша времени для мобилизации сил, открытия линий и организации атаки на короля противника. Главная фигура в атаке – мощный ферзь. Подготовка к нападению на короля начинается, как правило, уже в дебюте.

Особенно должен быть отмечен Джоакино Греко (1600–1634). Уроженец Калабрии, он с успехом гастролировал при королевских дворах Франции, Англии, Испании. На изданных уже после его смерти сборниках партий учились целые поколения европейских шахматистов.

В середине XVIII в. жившие в Модене мастера Эрколе дель Рио, Джамбатиста Лолли и Доменико Лоренцо Понциани теоретически обосновали основные положения итальянской школы. Главное – они провозгласили шахматы искусством. Их идеалом стала тактическая схватка, озаренная вспышками эффектных комбинаций, тонкими, полными изящества замыслами. Возведя шахматы в ранг искусства, итальянские мастера показали богатые комбинационные возможности игры, ее своеобразную красоту. Однако роль пешек итальянцы недооценивали. Они стремились их разменять или пожертвовать, чтобы дать свободу своим атакующим фигурам.

Следующий шаг в понимании шахмат был сделан французским мастером Андре Франсуа Филидором (1726–1795). В XVIII в., названном во Франции «Веком просвещения», там создаются такие замечательные произведения, как всеобъемлющая Энциклопедия наук искусств и ремесел, издание которой возглавлял Дени Дидро, а его сотрудниками были Монтескье, Вольтер, Руссо, Даламбер и др.

Подобный же научный подход к шахматам проявляет Филидор в своей книге Анализ шахматной игры, изданной в 1749.

Выбрав шахматы объектом научного исследования, он подверг анализу их стратегию. В то время как итальянская школа недооценивала роль пешек, Филидор выступил с парадоксальным заявлением, что именно пешки – «душа шахмат» и что сила фигур в значительной мере зависит от пешечной структуры, а та, в свою очередь, часто диктует наиболее целесообразную стратегию игры.

Постулат о могуществе пешек был глубоко символичным: как раз тогда во Франции нарастал конфликт между третьим сословием и феодально-абсолютистским строем, приведший к Великой французской революции.

По профессии музыкант и композитор, один из создателей французской комической оперы, Филидор был не только теоретиком, но и выдающимся шахматным мастером, сильнейшим в Европе во второй половине XVIII в. Он триумфально выступал в Англии и в 1847 с разгромным счетом 8:2 победил в Лондоне арабского шахматиста Филиппа Стамму.

В XVIII в. во Франции шахматы перестали быть привилегией феодалов и получили распространение среди третьего сословия. Шахматные поединки стали проводиться в кафе и клубах. В Париже большую популярность приобрело в первой половине XVIII в. кафе «Прокоп», а с 1750 кафе «Режанс», где за шахматной доской можно было встретить Вольтера, Д.Дидро, Ж.Ж.Руссо, Мирабо, Ж.Ж.Дантона, М.Робеспьера и др. государственных и общественных деятелей. В этом кафе выдвинулись многие известные шахматисты, в первую очередь, Легаль и Филидор.

Если последний сделал первый шаг на пути создания позиционной школы игры, то ее основателем по праву считается первый чемпион мира по шахматам Вильгельм Стейниц (1836–1900), но произошло это значительно позже, в последней четверти XIX в. А начало века ознаменовалось оживлением шахматной жизни во многих европейских странах. Состоялась серия матчей между сильнейшими французскими и английскими шахматистами. Так Луи Шарль Лабурдонне победил в 1834–1835 в 4-х матчах Александра Мак-Доннелла, проиграв лишь два, а в 1843 англичанин Говард Стаунтон, проиграв первый матч французу Пьеру Шарлю Фурнье де Сент-Аману, во втором матче убедительно победил, и был назван сильнейшим шахматистом Европы. Появились сильные шахматисты и в других странах: А.Андерсен и И.Цукерторт в Германии, И.Колиш и В.Стейниц – в Австро-Венгрии, А.Петров и К.Яниш – в России, П.Морфи и Л.Паульсен – в США.

В 1836 Лабурдонне начал издавать первый в мире шахматный журнал «Паламед». Затем подобные журналы появились в Великобритании (1837) и Германии (1846).

Первый международный турнир состоялся в Лондоне в 1851. Его победителем стал Андерсен. Он же выиграл в 1862 в Лондоне второй международный турнир. Победу в третьем международном турнире, прошедшем в Париже в 1867, одержал Колиш. Первый международный турнир в Германии состоялся в 1870 – там снова победил Андерсен. В дальнейшем международные турниры стали проводиться регулярно.

Андерсен считался сильнейшим шахматистом своего времени, но в 1858 его в матче со счетом 8:3 убедительно победил американец Пол Морфи, вскоре отошедший от шахмат.

Первый официальный матч на первенство мира по шахматам состоялся в 1886 в США между Стейницем и Цукертортом. Выиграв этот матч, Стейниц стал первым чемпионом мира. Он не только был сильнейшим шахматистом, но и создателем школы позиционной игры. Стейниц как бы разложил позицию на составные элементы, выделив из них наиболее существенные, позволяющие ее объективно оценить и наметить наиболее целесообразный, наиболее эффективный план действий. Фактически он предложил принципиально новый поход к игре. Его стратегия заключалась в постепенном накоплении мелких преимуществ, в маневрировании с целью усиления своей позиции и ослабления неприятельской. Этот подход – постепенное накопление мелких преимуществ, удивительным образом соответствовал популярным тогда экономическим учениям.

С чисто шахматной точки зрения в партии возникла новая фаза – маневрирование. К прямой атаке Стейниц переходил только тогда, когда получал достаточный для этого позиционный перевес. Одновременно Стейниц учил: имеющий перевес обязан атаковать, иначе перевес может исчезнуть.

К концу XIX в. учение Стейница стало фактически доминирующим, приобрело многих последователей. Неутомимым пропагандистом идей Стейница был второй чемпион мира Эммануил Ласкер (1868–1941), в 1894 победивший его в матче. Большую роль в распространении учения Стейница сыграл также один из сильнейших шахматистов того времени Зигберт Тарраш, ставший учителем многих молодых мастеров.

Значение позиционной школы для развития и распространения шахмат трудно переоценить. Вместо игры, основанной только на конкретном расчете, был предложен сугубо научный метод, основанный на объективной оценке плюсов и минусов позиции.

Учение Стейница стало особенно популярным и потому, что им легко было овладеть, но в этом заключалась и его ахиллесова пята. Среди мастеров-профессионалов появилось немало таких, кто, маневрируя, не стремился достичь каких-то позиционный выгод, а заботился главным образом о безопасности своей позиции, выжидал, не желая рисковать, уклонялся от обострения игры и, особенно с сильным противником, легко шел на мировую. Как раз тогда в международных соревнованиях возрос процент неинтересных ничейных партий, и появился даже специальный термин «гроссмейстерская ничья», что иногда означало уклонение от борьбы. Таким образом был нанесен ущерб творческому содержанию шахмат.

В начале XX в. в живописи, скульптуре и музыке появилось новое течение – модернизм. И тогда же в шахматах, в недрах позиционной школы, возникло направление, получившее название «гипермодернизм» или «неоромантизм». Гипермодернисты выступили с критикой ряда установок позиционной школы, возведенных слишком рьяными ее представителями в абсолют. Они, например, полагали, что позиционная школа переоценивает роль пешечного центра и разработали концепцию фигурно-пешечного центра, когда контроль над центральными полями осуществляют не только пешки, но и фигуры. Это привело к появлению ряда новых начал: дебюта Рети за белых, защиты Нимцовича, защиты Грюнфельда, новоиндийской и староиндийской защит, а также защиты Алехина за черных.

Гипермодернисты отказались от проповедуемой сторонниками позиционной школы игры черными на постепенное погашение инициативы белых и уравнению игры. Они стремились к встречным активным действиям, к перехвату инициативы, к контригре.

Нимцовичу также принадлежит заслуга в разработке и практическом применении различных приемов маневрирования в середине игры – лавирования, профилактики, ограничения подвижности, блокаде и т.п.

Главное достижение гипермодернистов – они снова сделали шахматы интересными, вернули тактическую игру, полную жертв и комбинаций, на пьедестал, воздвигнутый представителями итальянской школы. Подчеркивая ведущую роль стратегии, позиционная школа невольно принижала роль тактики. Между тем Нимцович неоднократно подчеркивал, что комбинация должна логично вытекать из самой стратегии. Существенно и то, что в своих партиях гипермодернисты показали красоту стратегии, продемонстрировали на практике, что ее, как и тактику, оплодотворяют вдохновение, фантазия и интуиция. Тем самым они еще больше расширили представление о шахматах как об искусстве.

Однако на шахматном Олимпе по-прежнему главенствовали представители позиционной школы, и в 1921 кубинец Хозе Рауль Капабланка (1888–1942) стал третьим чемпионом мира, победив в Гаване Ласкера. Понимание позиции и техника позиционной игры у Капабланки были настолько высоки, что его называли «шахматной машиной» и считали непобедимым. В 1927, выиграв матч у Капабланки, четвертым чемпионом мира стал русский Александр Алехин (1892–1946). В 1935 Алехин в матче, проходившем в различных городах Голландии, уступил голландцу Максу Эйве, ставшему пятым чемпионом мира, но в 1937 вернул звание чемпиона, победив в матч-реванше.

В 1946 Алехин умер непобежденным, и созданная еще в 1924 Международная Шахматная Федерация (ФИДЕ) взяла на себя организацию дальнейших соревнований за звание сильнейшего шахматиста мира. В проведенном в 1948 матч-турнире победил представитель Советского Союза Михаил Ботвинник (1911–1995). После окончания второй мировой войны наша страна вступила в ФИДЕ, а советские шахматисты стали доминировать на мировой шахматной арене.

Начиная с 1927 ФИДЕ начала проводить соревнования на первенство мира среди женщин. Первой чемпионкой мира стала чешка Вера Менчик. Она побеждала еще в шести подобных турнирах. Однако в 1944 погибла во время бомбежки Лондона.

 Шахматы в нашей стране. На территории Руси шахматы в форме шатранджа были завезены с Востока торговыми путями, вероятнее всего, через Хорезм и Хазарию. Об этом свидетельствует как название самой игры, так и некоторых фигур (например, слон, ферзь). Первые письменные упоминания о них относятся к XIII в., хотя есть археологические находки, датируемые XI в.

На Руси абстрактные фигуры шатранджа постепенно стали превращаться в изобразительные. Так, самая сильная фигура игры – «рух», напоминающая в абстрактной форме лодку, превратилась в понятную славянам «ладью» – одно из водных средств передвижения боевых дружин. Этот термин мог возникнуть только в местности, изобилующей реками и озерами (как, например, район древнего Новгорода).

О распространении шахмат на Руси в XII–XIV вв. свидетельствует тот факт, что шахматные фигуры были найдены при раскопках примерно в 20% русских городов того времени – в Волковыске, Вышгороде, Гродно, Друцке, Киеве, Копыси, Лукомле, Минске, Москве, Николо-Ленивце, Новогрудке, Смоленске, Торопце, Турове и др. Особенно большое число фигур было обнаружено в Новгороде. Популярность игры на Руси подтверждается и тем, что шахматы нередко упоминаются в былинах и сказаниях о русских богатырях. В них играли Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Михайло Потык, Ставр Годинович.

Следуя византийским традициям, русская церковь препятствовала распространению шахмат, приравняв их к азартным играм в кости, и запрещала наряду с другими «бесовскими наваждениями». Однако, как и в Западной Европе, попытки церкви запретить игру оказались безуспешными.

Европейцы, посещавшие в XVI–XVII вв. Московию, отмечали популярность шахмат среди местного населения. Игре в шахматы уделяли время русские цари – Иван Грозный, Борис Годунов, Алексей Михайлович, Петр I. В шахматы играли на Петровских ассамблеях. Археологические раскопки на северо-западе Сибири (на острове Фаддея и в Мангазее) показывают, что в XVI–XVII вв. поморы проводили время за шахматной доской.

Неясным остается вопрос, когда в Россию пришли новые, реформированные шахматы. Но во времена Петра играли уже по новым правилам. Первые шахматные книги на русском языке появились довольно поздно, лишь во второй половине XVIII в.: Описание китайской шахматной игры А.Леонтьева (1775) и нравоучительное сочинение Б.Франклина (перевод) под названием Правила для шашечной игры (1791). Стоит отметить, что в XVIII в. в России шахматы называли большой шашечной, а иногда и просто шашечной игрой.

Первый русский шахматный учебник издан И.Бутримовым в 1821. Он опирается на различные иностранные руководства и, в первую очередь, на популярное немецкое руководство И.Коха. Оригинальным пособием по шахматам явилась книга сильнейшего шахматиста России первой половины XIX в. А.Петрова Шахматная игра, приведенная в систематический порядок..., вышедшая из печати в 1824.

В XIX в. шахматы в России были в основном игрой дворянства и интеллигенции. Ей уделяли внимание декабристы, члены кружка Т.Грановского. Шахматы были любимым досугом А.Пушкина, М.Лермонтова, И.Тургенева, Е.Чернышевского, Л.Толстого.

Первый шахматный отдел в России появился в журнале «Иллюстрация» в 1845. Первый шахматный клуб открылся в Петербурге в 1853. Первый шахматный журнал стал выходить там же в 1859.

Кроме сильнейшего шахматиста России А.Петрова, в 1830-е выдвинулся К.Яниш. В конце 40-х – начале 50-х в Петербурге появилась плеяда талантливых шахматистов, в том числе И.Шумов, Д.Урусов, В.Михайлов и др. В 1862 Россию посетил И.Колиш, первый иностранный мастер. Он сыграл небольшие матчи с Шумовым и Урусовым.

Новый этап в шахматной жизни России связан с именем основоположника отечественной шахматной школы М.Чигориным. Он стал первым русским шахматистом, вступившим в борьбу за высший шахматный титул. Он, как и другой российский мастер Э.Шифферс сыграл большую роль в популяризации шахмат в стране. Чигорин открывал шахматные клубы, издавал шахматные журналы, вел шахматные отделы в газетах и журналах, организовывал различные соревнования, в том числе первый турнир сильнейших шахматистов России (1878–1879), в котором он и стал победителем, выиграв решающую партию у С.Алапина. По его инициативе начали проводиться всероссийские турниры (1899). И в первых трех таких турнирах он становился победителем.

Первым международным соревнованием в России явился Петербургский матч-турнир сильнейших шахматистов мира 1895–1896. А в 1896–1897 в Москве состоялся матч-реванш на звание чемпиона мира Ласкер – Стейниц.

Все же в XIX в. Россия заметно отставала по уровню развития шахмат от таких стран, как Англия, Франция и особенно Германия. В начале XX в. ситуация начинает меняться. Более или менее регулярно стали проводиться всероссийские турниры, а российские шахматисты – выезжать на ежегодные соревнования Германского шахматного союза, где можно было получить звание мастера. В конце 1903 было основано, возникшее из частного кружка, Петербургское шахматное собрание, деятельность которого по популяризации шахмат оказалась весьма плодотворной.

В 1909, через год после смерти Чигорина, собранию удалось провести крупный международный турнир, посвященный его памяти. Среди тех, кто пожертвовал деньги на это мероприятие, были император Николай II и ряд членов императорской фамилии, промышленник князь Демидов-Сан-Донато, сахарозаводчик М.Терещенко, табачный фабрикант М.Бостанжогло. Соревнование это в немалой степени способствовало распространению шахмат в стране, тем более, что победу в нем, наряду с чемпионом мира Эм. Ласкером, праздновал сильнейший шахматист России А.Рубинштейн (Лодзь). А в проведенном одновременно с международным турниром Всероссийским турниром любителей первое место занял будущий чемпион мира молодой московский гимназист А.Алехин. За этот успех ему было присвоено звание мастера. В 1913 Петербургское шахматное собрание отметило свой десятилетний юбилей, и состоявшийся всероссийский съезд шахматистов был посвящен этому событию. В программу съезда вошли – чемпионат высших учебных заведений Петербурга, Всероссийский турнир любителей, Всероссийский турнир мастеров и, уже в 1914, крупный международный турнир, который с полным правом может быть назван сильнейшим международным состязанием начала XX в. Победил в нем Эм.Ласкер, вторым был Х.Капабланка, третьим – А.Алехин. Этот успех выдвинул его в число сильнейших гроссмейстеров мира. В середине турнира произошло событие, о котором мечтал Чигорин – состоялось учредительное собрание Всероссийского Шахматного общества. Было избрано руководство общества, его председателем стал сын сенатора П.П.Сабуров. Среди гостей съезда был председатель Германского шахматного союза профессор Р.Гебгардт. Он заявил, что жаждет установить с российским шахматным обществом самую тесную дружбу. Вскоре в Германию, для участия в турнирах в Мангейме, отправились около 30 представителей России. Соревнования эти не были закончены: началась первая мировая война.

Подводя итог развитию шахмат в царской России, можно сказать, что в начале века страна сделала большой шаг вперед. И хотя по массовости шахматного движения она еще отставала от Запада, но числом международных и национальных мастеров уже тогда превосходила все другие страны. Вместе с Польшой у нас было 25 мастеров, в то время как в Германии их насчитывалось 19, в Венгрии – 9, в Австрии – 6, в Англии – 5.

Шахматы в Советской России, а затем в СССР. Первый чемпионат Советской России, получивший название «Всероссийской шахматной олимпиады» состоялся в Москве в конце 1920. Его проводило главное управление Всеобуча по инициативе известного шахматиста, участника Октябрьской революции А.Ильина-Женевского, который был комиссаром управления. Главной задачей было разыскать и собрать всех сильнейших шахматистов России. Розыск проводился через территориальные округа всеобуча. Найдя того или иного шахматиста, местные военные власти рапортовали в Москву. Всего удалось собрать в главный турнир 16 человек, в том числе 15 мастеров, и в побочный – 27. Жили участники в казармах, где и зачислялись на довольствие, кстати, весьма скудное: в то время Москва жила впроголодь. Проблема с питанием была постоянной головной болью организаторов. В середине соревнования, из-за проблем с питанием, участники даже пригрозили прекратить игру. Претензии были удовлетворены, и турнир благополучно окончился. Первым чемпионом Советской России стал Алехин, занявший второе место П.Романовский был удостоен звания мастера.

Проведение олимпиады явилось первым шагом на пути возрождения шахмат в России. Вторым шагом стало издание в Петрограде «Листка шахматного кружка Петрогубкоммуны». Первый номер «Листка» вышел в апреле 1921. В передовой статье говорилось: «Не за горами то время, когда шахматное искусство в России, возрожденное единодушной работой всех учеников и учителей, займет почетное место на арене грядущих мировых соревнований». В голодном и холодном Петрограде, в обстановке разрухи, эти слова тогда казались несбыточной утопией.

С августа 1922 в Петрограде стал выходить настоящий журнал с почти таким же названием «Шахматный листок». А в конце года возобновил свою деятельность Всероссийский шахматный союз.

Еще раньше, в середине 1921, женившись на иностранке, Алехин выехал за рубеж. Прибыв в Берлин, он выпустил небольшую брошюру Шахматная жизнь в Советской России, которая заканчивалась такими словами: «Кажется невероятными, что на таком несолидном фундаменте (Алехин подразумевал под этим личное влияние кого-нибудь из представителей власти – любителя шахмат – Ю.А.) можно построить что-нибудь значительное. Ныне русским шахматистам приходится уповать лишь на случайные шансы и использовать их, разумеется, как можно продуктивнее, пока не случится наконец то событие, которого русская шахматная общественность ожидает с той же горячей надеждой, что и вся мыслящая Россия». Этими словами будущий чемпион мира ясно выразил свое отношение к советской власти, хотя в оценке того, как будут дальше развиваться шахматы, он ошибся. В два последующих года были опробованы два возможных пути развития шахмат в нашей стране. Один, построенный на частной инициативе, членских взносах и пожертвованиях, и второй – на связи с профсоюзными и государственными организациями, а следовательно и на помощи государства. По первому пути шел Петроград, где находилось руководство Всероссийского шахматного союза, по второму – Москва, где шахматная секция была создана при Московском Совете профсоюзов.

В 1924 состоялся объединительный съезд, на котором Всероссийский шахматный союз был ликвидирован. Немалую роль в объединении сыграло то, что в том же году был образован Высший Совет Физической культуры (ВСФК), в который, наряду с другими видами спорта, вошли и шахматы. Это значило, что они в самом деле получили государственную поддержку. На съезде председателем Оргбюро шахсекции, которой предстояло руководить шахматным движением, был избран заместитель министра юстиции Н.Крыленко. Более авторитетную фигуру трудно было тогда найти – соратник Ленина, профессиональный революционер, первый Верховный главнокомандующий! И в последующие годы Крыленко занимал высокие и ответственные посты – был председателем Верховного трибунала, прокурором РСФСР.

Персонально Крыленко в заслугу может быть поставлено проведение трех крупных международных турниров: 1925, 1935 и 1936. Средства на проведение этих весьма дорогостоящих мероприятий мог достать только он. Однако, будучи политиком, фанатически преданным марксизму-ленинизму, Крыленко, конечно, не мог не политизировать шахматы. Были провозглашены лозунги «Шахматы – могучее оружие пролетарской культуры» и «Дорогу шахматам в рабочую среду». Эти лозунги подняли роль и значение шахмат в стране, а организованные профсоюзами массовые соревнования привели к тому, что игре в шахматы стали уделять внимание самые широкие массы. Особенно увлеклась ими молодежь.

Когда в 1934 подводились итоги десятилетней работы нашей шахматной организации, бессменным руководителем которой был Крыленко, то приводились следующие цифры: если в 1923 число организованных шахматистов в стране было не более 3-х тысяч, то через 10 лет оно увеличилось до пятисот тысяч! Рост массовости привел к появлению молодых талантливых мастеров. Начало 30-х характеризуется массовым наступлением молодежи. Так в 7-м чемпионате страны (1931) побеждает М.Ботвинник (1911 г. рождения), а на втором месте оказывается Н.Рюмин (1908 г. рождения), еще за полгода до турнира числившийся первокатегорником. Ботвинник побеждает и в следующем чемпионате (1933), а вторым становится В.Алаторцев (1909 г. рождения).

Закончившийся вничью матч Ботвинника с одним из сильнейших представителей молодых гроссмейстеров Запада С.Флором (1933), а затем международные турниры 1934, 1935 и 1936 показали, что лидер советских шахмат может с успехом бороться с лучшими шахматистами мира. Ботвинник был не одинок: за ним следовала целая когорта мастеров того же возраста, а то и моложе. Не случайно в 12-м чемпионате страны (1940) Ботвинник разделил только пятое-шестое места, хотя он полностью реабилитировался в начале следующего года, победив в матч-турнире на звание абсолютного чемпиона страны.

Можно говорить о том, что в СССР возникла советская школа шахмат. Одним из ее основателей справедливо считается Ботвинник, но вклад в ее создание внесли Всеволод Раузер, Петр Романовский, Григорий Левенфиш, Илья Рабинович, Александр Константинопольский и многие другие. Опираясь на наследие прошлого, советская школа критически его переработала. От итальянской школы, от Чигорина и Алехина было взято отношение к шахматам, как к искусству, но в более широком смысле – как к искусству, отражающему глубину и красоту человеческой мысли. От позиционной школы было взято отношение к шахматам как к науке, которую можно изучать научными же методами, используя современный объем знаний. От «гипермодернистов» перенято стремление при игре черными к перехвату инициативы, к активной контригре.

Развивая учение Стейница о равновесии, советские шахматисты ввели понятие о динамически равновесных позициях, где компенсацией за различные ослабления позиции и даже материальные потери является свободная фигурная игра и простор для тактических операций.

Важной особенностью нашей школы было то, что она непрерывно развивалась и каждое поколение шахматистов вносило что-то новое. Непрерывно шел и поиск новых путей в дебюте, органически связанных с серединой игры, а то и с эндшпилем. Глубоко изучались возникающие в миттельшпиле позиции, особенно такие, которые не поддаются общим оценкам, а требуют конкретного мышления.

Однако главное достижение советской шахматной школы – разработка научно обоснованных методов разностороннего обучения шахматистов и их подготовки к соревнованиям. Конечно, одной из причин успехов советской шахматной школы явилось то, что впервые в истории шахматы у нас в стране получили государственную поддержку, были включены в государственную систему развития физкультуры и спорта. Может быть, эта связь со спортом привела к тому, что шахматные соревнования на всех уровнях стали рассматриваться, как и любые другие спортивные состязания. А чтобы добиться успеха в спорте, нужно систематически тренироваться, нужно специально готовиться.

Готовность шахматиста-спортсмена к соревнованиям определяется четырьмя составляющими – практической, теоретической, физической и психологической подготовкой. Только их совокупность позволяет достичь наилучшей формы и добиться успеха.

Хотя страна во время второй мировой войны понесла тяжелые потери, но огромный шахматный потенциал, созданный еще до войны, удалось сохранить. И первая международная встреча это показала. Прошедший в сентябре 1945 матч по радио между четырехкратным победителем «турниров наций» (так до войны называли проводимые ФИДЕ Всемирные шахматные олимпиады) командой США и сборной СССР закончился разгромом американцев. Проиграли они и в следующем году, приехав в Москву. Эти два матча показали, что СССР стал сильнейшей шахматной державой мира. А после 1948, когда Ботвинник стал первым советским чемпионом мира по шахматам, борьба за этот титул, в основном, проходила между нашими шахматистами. Так 7-м чемпионом мира был В.Смыслов, 8-м – М.Таль, 9-м – Т.Петросян, 10-м – Б.Спасский. В 1972 Спасский проиграл матч на первенство мира американцу Р.Фишеру, но через три года последний вступил в конфликт с ФИДЕ, отказался защищать свое звание на условиях, установленных этой организацией, и звание чемпиона было присвоено победителю в соревновании претендентов А.Карпову, ставшему 12-м чемпионом. В течение 10 лет Карпов успешно защищал свое звание в матчах, но в 1985 проиграл матч на первенство мира Г.Каспарову, ставшему 13-м чемпионом. После этого Каспаров и Карпов сыграли еще 3 матча за шахматную корону, но первому каждый раз удавалось сохранить звание сильнейшего шахматиста мира.

Значительных успехов в шахматах добивались и советские женщины. Так, победив в турнире на первенство мира, состоявшемся в 1950 в Москве, второй чемпионкой мира (после Менчик) стала Л.Руденко. После этого звание сильнейшей разыгрывалось только в матчах, и чемпионками последовательно становились Е.Быкова, О.Рубцова, Н.Гаприндашвили, М.Чибурданидзе.

Начиная с 1952 СССР – участник Всемирных шахматных олимпиад. 17 раз (из 18) сборная нашей страны выходила победителем этих соревнований. Женская команда СССР, начиная с 1957, 11 раз (из 18) побеждала в подобных женских состязаниях. Титул сильнейшей команды Европы с 1957 бессменно принадлежал советским шахматистам. Наши юноши и студенты – неоднократные чемпионы мира и Европы. Наконец, в 1985 сборная СССР победила в первом командном чемпионате мира.

С распадом Советского Союза ведущая роль в мировых шахматах перешла к России. Начиная с 1992, российская команда 6 раз побеждала на Всемирных шахматных олимпиадах. Высокие места на этих соревнованиях обычно занимают и другие страны Ближнего Зарубежья – Украина, Армения, Узбекистан, Казахстан и др. На женских Олимпиадах ведущую позицию сначала заняли грузинские шахматистки, но затем их стали опережать китаянки.

В 2000 ФИДН учредило кубок Гаприндашвили за лучший совместный результат мужской и женских команд. И оба раза этот переходящий трофей достался сборным России.

Каспаров царствовал на шахматном троне 15 лет, начиная с 1993 играл матчи на первенство мира вне ФИДЕ, и пытался создать для проведения этих соревнований специальную организацию, но неудачно. В то же время ФИДЕ продолжало проводить свои чемпионаты, которые получили название «по версии ФИДЕ». И первым чемпионом по этой версии стал А.Карпов. Затем ФИДЕ решило проводить чемпионаты мира по так называемой «нокаут системе», и здесь победа снова досталась Карпову. Вторым чемпионом по этой системе стал россиянин А.Халифман, третьим – В.Ананд (Индия) и четвертым – Р.Пономарев (Украина). Между тем в 2000 Каспаров проиграл матч за шахматную корону россиянину В.Крамнику.

Благодаря своим успехам в различных турнирах, Каспаров имеет наивысший рейтинг и по-прежнему считается сильнейшим шахматистом мира. Кроме этого есть еще два чемпиона – Крамник и Пономарев. Поэтому ФИДЕ предприняло шаги по объединению. Каспаров вернулся в ФИДЕ, и предстоящие объединительные матчи должны, наконец, выявить одного чемпиона мира.

 Шахматы XXI века. В 2004 ФИДЕ исполнится 100 лет. В 1924 в Париже, во время Всемирных олимпийских игр, представители немногим более дюжины национальных шахматных федераций решили создать эту организацию для развития шахмат во всем мире. В XXI век ФИДЕ вошло мощной организацией, объединяющей более полутора сотен национальных федераций. На Земном шаре сейчас играют в шахматы десятки миллионов людей, международные и национальные соревнования исчисляются сотнями. Стремительно растет число международных мастеров и гроссмейстеров, хотя заметна девальвация этих званий.

Возросшее число состязаний, как в классические, так и в быстрые шахматы привело к тому, что сейчас шахматисты-профессионалы, число которых, по сравнению с началом XX в., также значительно увеличилось, обычно играют более ста партий в год, в то время как еще в середине века это число было в два раза меньше. Частое участие в соревнованиях требует специальной подготовки, фокусирующей на наиболее важных турнирах.

Шахматы вошли в XXI в. заметно помолодевшими. Мастерского и даже гроссмейстерского звания сейчас добиваются юнцы, не достигшие и 16-ти лет, причем каждое новое молодое поколение устанавливает здесь новые рекорды.

Стремительное развитие электроники, компьютеров и Интернета не могло не отразиться на шахматах. Электронные доски теперь позволяют демонстрировать не только партии в классические шахматы, но и в быстрые и даже в блиц. Электронные часы с различными режимами позволяют применять различные контроли времени. Однако стремление организаторов состязаний ускорить игру ведет к заметному снижению ее уровня. Особенно это видно в ситуациях, где иногда требуется основательно поразмыслить или рассчитать длинные варианты.

Появление компьютеров, играющих на мастерском и гроссмейстерском уровне, немедленно ликвидировало откладывание партий и их доигрывание. С помощью компьютеров стало легче готовиться как в турнирам, так и к отдельным противникам. Стремительнее стала развиваться шахматная теория. Создание баз данных и появление Интернета привело к колоссальной скорости распространения информации. Партии, игранные за тридевять земель, немедленно становятся известны теоретикам.

Компьютеры теперь представляют реальную угрозу даже чемпионам мира. И, может быть, недалек тот день, когда компьютер превзойдет человека в игре за шахматной доской.

Должен быть отмечен значительный прогресс в шахматах стран третьего мира, особенно это касается таких гигантов, как Индия и Китай. Индиец В.Ананд прочно вошел в число сильнейших шахматистов мира, а китайские шахматистки заняли ведущую позицию в женских шахматах.

Еще одно явление, характерное для конца XX – начала XXI в. – рост числа женщин, с успехом выступающих в мужских соревнованиях, получающих звания не женских, а мужских мастеров и гроссмейстеров.

Итак, возникнув 15 веков назад, игра в шахматы продолжает жить и развиваться, используя все современные технические средства. Однако, несмотря на это, никто еще, не исключая и чемпиона мира, не научился играть безошибочно. Увы, умственные возможности человека не беспредельны. И может оказаться, что сильнейшим шахматистом мира вскоре станет компьютер.

Юрий Авербах

ЛИТЕРАТУРА

Murray H.J.R. A History of Chess. Oxford, 1913
Линдер И.М. Шахматы на Руси. М., 1964
Линдер И.М. У истоков шахматной культуры. М., 1967
Шахматы. Энциклопедический словарь. М., 1990
Авербах Ю.Л. В поисках истины. М., 1992
Parlett D. The Oxford History of board games. Oxford, 1999
Линдер В.И., Линдер И.М. Короли шахматного мира. М., 2001

Также вы можете:

Поиск по алфавиту:

{ША}