Спорт

Печатать страницу
ГОНКИ ВЕЛОСИПЕДНЫЕ, составная часть велосипедного спорта, гонки на треках, шоссе и внедорожные – на пересеченной местности (велокросс). Победителем считается велосипедист, первым пришедший к финишу (гонки с общим стартом), показавший лучшее время на дистанции (гонки с раздельным стартом) или получивший в ходе гонки больше всех призовых очков. Проводятся также соревнования, в которых спортсмен должен преодолеть максимально возможное расстояние за определенное время.

Гонки на велосипедах являются составной частью триатлона. В последнее время широкое распространение получили экстремальные велодисциплины. Одна из них – маунтинбайк – наряду с традиционными гонками на треке и шоссе входит в официальную программу Олимпийских игр.

Кроме гонок к велосипедному спорту относят фигурную езду и игры в мяч на велосипеде (велобол и велополо). См. также ВЕЛОСИПЕД, BMX-ИНГ.

ШОССЕЙНЫЕ ВЕЛОГОНКИ

В календарь соревнований, подразделяющихся на несколько классов, входят чемпионат и Кубок мира, Олимпийские игры, мэйджор-туры, континентальные и национальные первенства и пр. В них (в зависимости от ранга гонки) принимают участие профессиональные и смешанные команды, национальные сборные и т.д. В отдельной гонке могут участвовать не более 200 спортсменов: каждую команду, согласно регламенту того или иного соревнования, представляют 4–10 гонщиков (в исключительных случаях их число может быть увеличено до 12).

Шоссейные гонки подразделяются на однодневные и многодневные.

ШОССЕЙНЫЕ ГОНКИШОССЕЙНЫЕ ГОНКИ

Однодневные гонки. Гонки на время (или с раздельным стартом) проводятся в виде индивидуальных заездов: участники стартуют по одному через определенные интервалы (обычно 90 сек). Побеждает спортсмен, показавший лучшее время. (Интересно, что гонки с раздельным стартом были изобретены в Англии в начале XX века – как способ обойти существовавший тогда в стране запрет на шоссейные гонки.).

В групповых гонках дается общий старт. Выигрывает тот, кто приходит к финишу первым.

При одинаковых показателях по окончании гонки среди претендентов может быть проведен дополнительный спринт на 1000 м. В командном зачете победитель определяется по сумме трех лучших индивидуальных показателей представителей каждой из команд. В случае, если две и более команд «наберут» одинаковое время, победитель определяется по сумме мест, занятых представителями команд в индивидуальном зачете.

Однодневные гонки могут проходить как по кольцевому, так и по незамкнутому маршруту. Протяженность кольца должна быть не менее 12 км. Иногда гонки проводятся на комбинированной трассе, заканчивающейся кольцом, по которому участники должны проехать определенное количество кругов.

В программу Олимпиад сейчас входят четыре шоссейных велодисциплины: групповая гонка у мужчин (239 км) и женщин (128 км), а также индивидуальная гонка (46,8 км – мужчины и 31,2 км – женщины). Время, как и на чемпионатах мира, фиксируется с точностью до сотой доли секунды.

Одно время в олимпийскую программу входила также командная шоссейная гонка (на 100 км). Команды (из 4 гонщиков) стартуют с 3-минутным интервалом. На финиш команда должна прийти в составе не менее 3 человек. Время фиксируется по третьему из пришедших к финишу участников команды.

Многодневные гонки. Состоят из нескольких этапов и проводятся в течение минимум двух дней. Этапы многодневных соревнований представляют собой групповые гонки и гонки на время (индивидуальные и командные). В программу может входить так называемый пролог (индивидуальная гонка на дистанции не более 8 км) и полуэтапы. В зависимости от общей продолжительности соревнований в их расписание могут быть включены дни отдыха.

Как правило, победитель многодневной гонки определяется по общей сумме очков, полученных в ходе соревнований. При равенстве очков в расчет принимается:

количество побед, одержанных на отдельных этапах;

количество побед в промежуточных спринтах;

общее время по сумме всех этапов.

Не редкость ситуация, когда разрыв между победителем многодневных гонок и его ближайшими преследователями составляет считанные секунды. К примеру, американец Грег Лемонд в 1989 выиграл на «Тур де Франс» всего 8 сек – при общей длине трассы 3267 км (время победителя составило 87 ч 38 мин 35 сек).

В командный зачет идут три лучших «времени», показанных представителями каждой из команд (на отдельном этапе и во всей гонке). В случае равенства соответствующих показателей: – лучшая команда дня определяется по сумме мест, занятых тремя лучшими ее гонщиками;

– при подведении общих итогов гонки выигрывает команда, которая чаще других занимала первое место на отдельных этапах.

Если по ходу гонки в составе команды остается менее трех спортсменов, ее показатели в командном зачете не учитываются.

Самая известная на сегодня и самая сложная из многодневных велогонок – профессиональная «Тур де Франс». Она продолжается около трех недель, ее дистанция проходит по территории Франции и пяти соседних стран. Чаще других (по 5 раз) в «Тур де Франс» побеждали французы Жак Анкетиль и Бернар Ино, бельгиец Эдди Меркс и испанец Мигель Индурайн.

В тройку самых престижных «многодневок» входят также «Джиро д"Италия» и «Вуэльта-а-Эспанья».

Немалой популярностью пользуется и «Велогонка мира», входящая в европейский календарь элитных гонок. Соревнования 2002 стали 55-и по счету. Многие знаменитые гонщики (например, олимпийский чемпион Сергей Сухорученков) начинали свою карьеру на международной арене с этой гонки. Чаще других командный приз «Велогонки мира» выигрывала сборная СССР (20).

Еще одна разновидность шоссейных гонок – критериум. Она проходит по замкнутому маршруту длиной от 800 до 1000 м – как правило, в черте города. Общая протяженность дистанции зависит от длины «кольца» и составляет 80–150 км. Если критериум состоит из нескольких этапов, последним, согласно правилам, обязательно должна быть индивидуальная гонка.

В последнее время все большую популярность получают всевозможные гонки на выживание (в качестве отдельной дисциплины и составной части триатлона), заезды на 12, 24 и более часов и сверхмарафонские дистанции, включая континентальные и кругосветные велопробеги.

ТРЕКОВЫЕ ВЕЛОГОНКИ

Проводятся на специальных треках овальной формы длиной от 133 до 500 м (чемпионаты мира и Олимпийские игры – от 250 до 400 м). Угол наклона трека – 42 градуса на торцевых (закругленных) частях и 12,4 – на прямых участках. Ширина трека должна быть одинакова по всей его длине и составлять не менее 5 м (для треков высшей категории – не меньше 7). Разметка, наносимая на трек (спринтерская и стайерская линии, финишная черта и пр.), должна иметь контрастную расцветку.

Результаты (в гонках на время) фиксируется с точностью до тысячных долей секунды.

ТРЕКОВЫЕ ГОНКИТРЕКОВЫЕ ГОНКИ

ТРЕКОВЫЕ ГОНКИТРЕКОВЫЕ ГОНКИ

Основные виды трековых гонок.

Гит с места (1 км у муж и 500 м у жен) – заезд одного гонщика на время. Его задача – как можно быстрее развить максимальную скорость и постараться удержать ее до финиша. Гит не требует никакой тактики, – одной только силы и техники. Призеров гонок нередко разделяют тысячные доли секунды.

Спринт (200 м). Общая длина дистанции – 1 км, но в зачет идут лишь заключительные 200 м. Стартовав одновременно, два гонщика стремятся занять наиболее выгодную позицию для финишного рывка. Более предпочтительной считается вторая позиция, позволяющая неожиданно для соперника «прибавить» и выскочить вперед. В ходе тактических маневров спортсмены используют всю ширину полотна трека. Нередко они останавливаются и, балансируя на месте, ведут тактическую борьбу (см. ниже сюрпляс).

Соревнования в спринте начинаются с квалификационного этапа и далее проходят по системе с выбыванием. Показавший в квалификации лучшее время выступает в паре с самым медленным спортсменом, показавший второй результат – с предпоследним и т.д. Выигравший в двух заездах проходит в следующий этап соревнований (в случае ничьей для определения победителя проводится третий дополнительный заезд).

Индивидуальная гонка преследования (4 км – муж, 3 км – жен). На противоположных сторонах трека одновременно стартуют два гонщика. Побеждает в заезде тот, кто сумеет догнать соперника или первым придет к финишу (если гонщики покажут одинаковое время, выигрывает спортсмен, быстрее прошедший заключительный круг). Как и в спринте, соревнования в этом виде программы начинаются с квалификационных заездов, после чего идут с выбыванием. Гонка преследования требует выносливости, отточенной техники, концентрации внимания, психологической устойчивости и тактического расчета. Одни спортсмены стремятся за счет мощного старта сразу же добиться преимущества и затем удерживают его на протяжении всей дистанции, другие, наоборот, делают ставку на финишный рывок.

Командная гонка преследования (4 км) проводится только среди мужских команд (по 4 спортсмена). Общее время фиксируется в тот момент, когда переднее колесо велосипеда третьего из участников команды пересечет финишную черту (команда может добиться и досрочной победы, – если сумеет настичь соперника: третий из ее гонщиков должен поравняться с третьим гонщиком другой команды). Партнеры идут плотной группой – буквально в нескольких см друг позади друга. Многое определяет правильная тактика и распределение обязанностей. Нередко кто-то из гонщиков «везет» команду, а незадолго до финиша пропускает вперед партнеров, сохранивших больше сил для финишного рывка.

Олимпийский (или командный) спринт. В этом виде соревнуются только мужчины. В гонке (протяженностью 3 круга) принимают участие две команды по 3 человека, результат фиксируется по третьему спортсмену. По правилам, каждый участник команды должен идти первым один из кругов. Основная нагрузка ложится на «первого» лидера, который задает темп команде в начале гонки, и на «третьего»: он берет на себя бремя финишного рывка. При равных показателях лучшей в заезде считается команда, которая быстрее прошла заключительный круг.

Гонка по очкам (40 км – муж, 24 км – жен: на Олимпийских играх). Самая протяженная из трековых дистанций. В этой групповой гонке побеждает спортсмен, набравший в сумме наибольшее количество очков: в промежуточных спринтах, на общем финише и за «обгон» основной группы. Начинается гонка с предварительного – «разгоночного», – круга. Первые четыре гонщика в каждом спринте получают призовые очки: лидер – 5, следующие, соответственно, 3, 2 и 1 (в финишном спринте призовые очки в 2 раза больше). Обгон основной группы приносит спортсмену еще 10 очков (если основная группа затем нагонит лидера, эти 10 очков снимаются). Гонщик должен все время анализировать ситуацию на треке и мгновенно принимать решение: когда атаковать, а когда, наоборот, пропустить вперед соперника и поберечь силы. При равенстве очков у двух и более гонщиков в расчет принимается количество побед, одержанных ими на промежуточных финишах, далее – количество вторых мест и т.д.

Мэдисон – разновидность гонки по очкам, «позаимствовавшая» название у нью-йоркского Мэдисон-сквэр-гардена (в некоторых странах ее называют «американская гонка»). Команды, состоящие из 2 человек, стремятся пройти как можно больше кругов за установленное время или преодолеть определенное расстояние, набрав при этом максимально возможную сумму очков на промежуточных финишах (5 – за первое место, 3 – за второе, 2 – за третье и 1 – за четвертое). Количество промежуточных финишей определяется длиной трека велодрома. Партнеры по команде поочередно сменяют друг друга на треке. Команда, которую по ходу гонки трижды обгонит основная группа, по решению судей, может быть снята с дистанции.

Кейрин на чемпионате мира 2002 в Копенгагене эта прежде сугубо мужская дисциплина была включена и в программу соревнований среди женщин. Гонщики следуют за лидером (на веломопеде), который постепенно наращивает скорость до 50 км/ч и, по сигналу судьи, за 600–700 м до финиша (общая протяженность дистанции – 2000 м) покидает трассу. (Интересно, что зародился кейрин в Японии еще в конце 1940-х и приобрел там статус профессионального спорта – на исход заездов принимаются ставки, – но на международных соревнованиях родоначальники кейрина выступают неубедительно).

Скрэтч (муж – 15 км, жен – 10 км) дебютировал в официальной программе чемпионатов мира в 2002. Особенность этой гонки с общим стартом (количество участников не должно превышать 24) в том, что участник, отставший от основной группы на целый круг, сходит с дистанции. Если же кто-то из спортсменов сумеет опередить группу на целый круг, гонка прекращается, а он объявляется победителем. Тот из соперников, кого победитель настиг последним, получает «серебро», а предпоследний – «бронзу». Если три спортсмена одновременно обходят основную группу на целый круг, они должны пройти всю дистанцию до конца, а остальные участники сходят с дистанции.

Тандем – гонка на велосипедах-«двойках» (на 1 и 2 км) по общим правилам спринта. На треках короче 333,33 м число пар-участников заезда не должно превышать 3. При квалификационных заездах в зачет идет один круг при старте с хода. На треках длиной менее 333,33 участники основной части соревнований должны преодолеть 6 кругов, а более 450 м – 3. В настоящее время гонки на «тандемах» исключены из программы Олимпийских игр и чемпионатов мира.

Гонки за лидером. Гонщик следует за лидером-мотоциклистом (на время соревнований за каждым участником закрепляется персональный лидер). Спортсмены должны либо преодолеть максимально возможное расстояние за установленное время (1 час), либо как можно быстрее пройти определенную дистанцию (предварительный этап – 25 км, финал – два заезда по 30 км каждый). Все заезды проводятся в один день. Спортсменам начисляются очки в зависимости от занятого места. Результаты финальных заездов суммируются. При равенстве очков у двух и более спортсменов все решают результаты, показанные ими в более «быстром» заезде.

Гонки с выбыванием. Разновидность индивидуальной гонки, по ходу которой спортсмен, пришедший последним к очередному промежуточному финишу, сходит с дистанции. Гонщики стартуют с ходу после «разминочного» круга. На треках длиной до 333,33 м промежуточный финиш фиксируется на каждом втором круге, на более протяженных – на каждом круге. Два последних участника, оставшихся на треке, определяют между собой победителя в заключительном спринте.

 6-дневные гонки. Командная гонка. Состоит из нескольких этапов (спринт, мэдисон и пр.), продолжается 6 дней подряд. В команду входят по 2 (3) гонщика. Соревнования проводятся на треках длиной не менее 140 м. Окончательный результат определяется по сумме набранных командами призовых очков и пройденных кругов.

ВНЕДОРОЖНЫЕ ГОНКИ (ВЕЛОКРОСС).

Технически одна из самых сложных – и «тихоходных», по сравнению с остальными, – велогоночных дисциплин (средняя скорость кроссменов составляет около 20 км/ч).

Дистанция велокросса обычно невелика: спортсменам надо несколько раз преодолеть кольцевой маршрут (от 2,5 до 3,5 км) по открытой местности и лесным участкам с препятствиями в виде бродов, грязи, корней деревьев и поваленных стволов, рвов, холмов и пр., к которым могут быть добавлены искусственные преграды.

ВЕЛОКРОССВЕЛОКРОСС

ВЕЛОКРОССВЕЛОКРОСС

Участникам кросса дается общий старт (спортсмен, допустивший фальстарт, дисквалифицируется). Если на очередном круге гонщик настигает кого-то из соперников, тот обязан уступить ему дорогу. Участник, отставший от основной группы на круг (до финального «витка»), сходит с дистанции. Опытные кроссмены стремятся сразу же после старта вырваться вперед – особенно на коротких дистанциях.

В зависимости от характера участка трассы гонщики могут не только ехать на велосипеде, но и бежать с ним или переносить на плече, – например, при подъеме в гору, что требует от них соответствующих навыков (многие кроссмены специально включают в программу подготовки бег). Но финишировать спортсмен обязан на велосипеде. По правилам, на трассе должно быть не больше 4 участков, при прохождении которых спортсменам приходилось бы спешиваться, при этом длина каждого такого участка не должна превышать 80 м. На трассе также может быть одно искусственное препятствие в виде двух деревянных планок высотой 40 см (во всю ширину трассы в месте расположения препятствия), установленных на расстоянии 4 м друг от друга. Сложные отрезки трассы должны чередоваться с более простыми. Минимальная ширина трассы – 3 м. На чемпионатах мира и гонках на Кубок мира параллельно легко разрушаемым участкам готовятся «запасные» отрезки трассы.

По ходу гонки спортсмены используют до трех велосипедов. Два – «рабочие» (велосипедист несколько раз меняет один на другой – в основном из-за того, что на трассе машина «набирает» несколько кг лишнего веса в виде грязи) и один запасной – на случай серьезных повреждений основного велосипеда. В велокроссе существует система пит-стопов, аналогичная автогонкам. Пока гонщик идет по очередному кругу, команда механиков очищает от грязи и проверяет второй велосипед.

Велокроссы обычно проводятся с сентября по март (чемпионаты мира – в конце января – начале февраля). УСИ (Международный союз велосипедистов) также разыгрывает Кубок мира по велокроссу, состоящий из 5–8 этапов, которые проходят в разных странах. Все соревнования по велокроссу, проходящие под эгидой УСИ, разбиты на 7 категорий: мировые и национальные чемпионаты, Кубок мира и т.д.

Первые велогонки по пересеченной местности состоялись во Франции в 1902. В 1924 прошли первые международные соревнования, а в 1950 в Париже дебютировал чемпионат мира. На сегодня признанными лидерами в велокроссе являются спортсмены Бельгии и Голландии. А бельгиец Эрик ван Вламинк по сей день остается рекордсменом по количеству завоеванных им (в 60–70-е прошлого века) титулов чемпиона мира – в статусе любителя, а затем профессионала (8).

ВЕЛОГОНКИ ПО ПЕРЕСЕЧЕННОЙ МЕСТНОСТИВЕЛОГОНКИ ПО ПЕРЕСЕЧЕННОЙ МЕСТНОСТИ

Непродолжительные по времени, но насыщенные – с точки зрения общей нагрузки и работы, – велокроссы поначалу воспринимались не столько как самостоятельная дисциплина, сколько как форма общефизической и технической подготовки к шоссейным гонкам. Лишь со временем среди кроссменов сформировалась своя элита. А в наши дни немало мастеров велокросса нашли себя в новой дисциплине – маунтинбайке (в программе некоторых региональных соревнований велокросс считается разновидностью маунтинбайка).

Техника и тактика. Велогонщику требуется не только физическая сила, выносливость и хорошо тренированные ноги. Чрезвычайно важна правильная его посадка – особенно с учетом того, что человеческое тело не отличается хорошими «аэродинамическими» свойствами. Наклонившись вперед, спортсмен уменьшает сопротивление встречного потока воздуха. Столь же важна рациональная работа педалями, умение «рулить» не только сидя, но и (особенно в момент финишного рывка – спурта) стоя на педалях.

Большое значение имеет тактическое чутье спортсмена, точный расчет, умение за считанные доли секунды принять верное решение, воспользоваться оплошностью соперника. От гонщика требуется немалая изобретательность, ловкость и смелость. В заездах на длинные дистанции он должен грамотно распределять силы.

Перед заездом спортсмен (или команда) и тренер составляют тактический план предстоящей гонки. Избираемая тактика варьируется в зависимости от типа гонок и покрытия трассы.

На шоссе, среди прочего, надо учитывать и рельеф трассы (наличие горных участков, перепад высот и пр.), делать «поправку» на большое количество участников заезда и метеоусловия, нередко меняющиеся на протяжении гонки. Например, сильные ветры, дующие на равнинной части Франции, представляют для участников «Тур де Франс» не меньшую сложность, чем горные участки в Альпах или Пиренеях. Движение в пелотоне (плотной группой) или эшелоне (диагональной линией) позволяет снизить сопротивление воздуха и сэкономить силы. По подсчетам специалистов, велосипедисты, идущие в группе близко друг от друга, сохраняют до 40 процентов энергии по сравнению с гонщиками-одиночками.

В гонках с раздельным стартом стартующие позже имеют некоторое тактическое преимущество перед соперниками: зная, с каким результатом те прошли определенные участки трассы, они могут вносить необходимые коррективы в собственный график.

В трековых гонках различают работу на виражах и прямых участках. Многое в выборе тактики определяет длина трека. На длинном треке можно атаковать и со второй позиции, на коротком это сделать сложнее, поэтому даже признанные мастера обычно не рискуют и предпочитают изначально идти первым номером.

В техническом арсенале велосипедистов есть специфические приемы. Например, сюрпляс (франц. surplace – букв. «на месте»), используемый гонщиками в спринте. Спортсмены, стараясь занять более выгодное положение и не желая «идти первым колесом» и «тащить соперника», поддерживают равновесие, стоя на месте. Иногда это противостояние затягивается надолго. Так, в полуфинальном заезде в гите на 1 км на Олимпиаде-64 два гонщика простояли без движения 22 минуты. Но и это не предел: зафиксированы случаи, когда сюрпляс продолжался несколько часов. В настоящее время существует ограничение – не более 3 минут.

Основная тактическая борьба в спринте идет первый круг-полтора, затем спортсмены «включают» высочайшие скорости (до 80–90 км/ч) и пытаются мощным финишным рывком решить исход гонки в свою пользу.

Один и тот же технический прием выполняется в разных условиях: например, спурт с виража и с прямого участка; с ходу или после сюрпляса.

В каждой позиции на треке или шоссе свои плюсы и минусы. Идущий вторым экономит силы, поскольку основной удар встречного потока воздуха принимает на себя идущий первым. Сопернику сложно контролировать поведение преследователя: тот может совершенно неожиданно выскочить из-за спины и уйти в отрыв. Но и у идущего первым есть свои «козыри». Он может физически и психологически измотать преследователя ложными рывками, так что тот, в конце концов, «прозевает» настоящую атаку соперника.

В командных и групповых гонках большое значение имеет работа на команду, умение решать общие задачи.

Методика подготовки к различным видам гонок (например, однодневным и многодневным) имеет свою специфику.

 

ИЗ ИСТОРИИ ВЕЛОСИПЕДНЫХ ГОНОК.

Велосипедный спорт появился раньше, чем велосипед в современном его виде.

Первая официально зарегистрированная шоссейная гонка прошла в мае 1868 в парижском парке Сен-Клу. Длина трассы составляла всего 2 км. Выиграл гонку англичанин Джеймс Мур. В том же году в Англии состоялись первые трековые соревнования. В 1869 проведена гонка между Парижем и Руаном.

Еще какое-то время после этого гонщики соревновались на, как их называли в Англии, «пенни-фартингах» (небезопасных в управлении велосипедах с огромным передним и очень маленьким задним колесами), но настоящий велобум начался с изобретением в 1880-е «безопасного велосипеда» с одинаковыми по размеру колесами. Разрабатываются различные модели велосипеда, в том числе предназначенные специально для соревнований, повсеместно открываются велосипедные «академии» и клубы. К 1890 Лига американских велосипедистов стала крупнейшим в мире спортивным объединением.

В 90-е XIX века гонки стали столь популярны, что их включили в программу первых Олимпийских игр современности (1896). Первый чемпионат мира (по трековым гонкам) прошел в 1893 в Чикаго, два года спустя впервые разыграно мировое первенство среди профессионалов (интересно, что первые треки были песчаными, глинистыми, травяными, асфальтовыми и пр.). C 1921 проводятся мировые чемпионаты в шоссейных гонках. В 1929 впервые стартовали гонки в закрытых помещениях. В 1958 состоялся первый чемпионат мира среди женщин.

Традиционно ведущие позиции в соревнованиях велосипедистов занимают европейцы: сначала это были представители Франции и Великобритании. Со временем их «догнали» спортсмены Италии, Бельгии, Нидерландов, Испании, Германии и Дании, а также американские и – в последнее время – австралийские гонщики.

Француз Даниэль Морелон помимо трех золотых олимпийских медалей 7 раз (в период с 1966 по 1975) завоевывал титул чемпиона мира в спринте, – как и блиставший до Первой мировой войны в 100-километровой гонке за лидером Леонард Мередит (Великобритания). 10 раз подряд – с 1977 по 1986 – побеждал в спринте Киоси Накано (Япония).

У женщин вне конкуренции считающаяся величайшей велогонщицей всех времен француженка Жанни Лонго: на чемпионатах мира она выиграла в общей сложности 12 золотых медалей (в ее активе также олимпийское «золото» и множество мировых рекордов).

Известно немало гонщиков, которые, отличившись в соревнованиях любителей, затем не менее успешно выступали в статусе профессионала. Легендарный бельгиец Эдди Меркс стал первым в истории велосипедистом, сумевшим выиграть чемпионат мира и среди любителей, и среди профессионалов.

Велогонки в программе Олимпийских игр. В программу первых Игр входили: групповая шоссейная гонка на 87 км (велосипедисты дважды проехали по марафонской легкоатлетической дистанции), трековый спринт (333,33 м), заезды на 2, 10, 100 км и 12-часовая гонка. Француз Поль Массон выиграл три золотых медали: в спринте и в гонках на 2 и 10 км. В остальных дисциплинах победу одержали соотечественник Массона Леон Фламан, австриец Александр Шмаль и грек Аристидис Константинидис, показавший лучшее время в шоссейной гонке.

С тех пор соревнования велосипедистов входят в программу всех без исключения Олимпиад. Правда, долгое время она составлялась произвольно. Так, на Играх 1900 и 1904 проводились только гонки на треке, а в 1912, – наоборот, лишь на шоссе. Программа олимпийских соревнований по велоспорту в общих чертах сформировалась в 1928. С тех пор она постоянно расширяется. В 1996 в нее была включена принципиально новая дисциплина – маунтинбайк (горный велосипед). На Играх-2000 в Сиднее по количеству разыгрываемых комплектов наград (18) велосипедисты заняли третье место – после легкоатлетов и пловцов. У трековиков прибавилось сразу четыре новых дисциплины: гит на 500 м у женщин, кейрин, мэдисон и олимпийский спринт у мужчин.

Женщины дебютировали на олимпийском велотурнире лишь в 1984. Первой в истории чемпионкой Олимпиад по велоспорту стала американка Конни Карпентер-Финни, первенствовавшая в групповой шоссейной гонке на 79,2 км.

Многократная чемпионка мира из Голландии Леонтьен Зийлард ван Морсель выиграла в Сиднее сразу три «золота». И присоединилась к компании трижды олимпийских чемпионов, в которую помимо Массона, входят его соотечественники Робер Шарпантье и Даниэль Морелон, а также итальянец Франциско Верри. (Американец Маркус Херли в 1904 выиграл 4 медали высшего достоинства, – но в «неофициальной» программе Игр.).

Международный союз велосипедистов (УСИ). Созданный в 1900 Союз является одним из старейших международных спортивных объединений. В 2002 в него входило около 160 стран.

УСИ проводит соревнования велосипедистов различного уровня, а также регистрирует рекорды скорости (любителей и профессионалов) при старте с места, с хода и в гонках за лидером на различных дистанциях на открытых и закрытых треках. Фиксируются рекорды в ходе соревнований и во время специально организованных заездов: в последнем случае гонщик принимает старт в одиночку. (Абсолютный рекорд скорости – в гонке за лидером – к настоящему моменту уже превысил отметку 260 км/ч.)

УСИ регулярно обновляет классификацию гонщиков, которым начисляются очки – в зависимости от места, занятого на очередных соревнованиях, и ранга этих соревнований. (Часовой рекорд скорости приносит гонщику еще 240 очков.) Составляется также рейтинг профессиональных команд и стран, входящих в УСИ. В конце каждого сезона выводится итоговая классификация.

В 1960-е в рамках УСИ были сформированы две самостоятельные организации: ФИАК (Международная федерация любительского велоспорта) и ФИСП (Международная федерация профессионального велоспорта) – в то время четкое разделение на любителей и профессионалов было обязательным условием для включения спортивной дисциплины в официальную программу Олимпийских игр. Но в январе 1993 они были расформированы. В настоящее время УСИ осуществляет единое руководство профессиональным и любительским велоспортом.

Велогонки в России.

Дореволюционная Россия. В нашей стране велоспорт всегда пользовался большой популярностью. Первые соревнования прошли в июле 1883 на московском ипподроме (на велосипедах системы «паук»). Победителем заезда на полторы версты стал спортсмен из Петербурга Юлий Блок. Год спустя в Петербурге состоялись гонки на 3, 7,5 и 15 верст. В том же году официально утвержден устав велосипедного общества Москвы – первого подобного общества в России. Позже такие общества и клубы стали возникать в других городах, началось строительство велосипедных трасс, был налажен выпуск специализированных изданий. В 1891 состоялись первые соревнования на треке – на Ходынском поле в Москве. Чуть позже прошли первые многодневные гонки по маршруту Москва – Петербург.

В 1896 российский велосипедист Михаил Дьяков выиграл национальный чемпионат Великобритании и занял второе место на чемпионате мира в 100-километровой гонке за лидером (роль лидера выполнял 8-местный велосипед). Также среди пионеров отечественного велоспорта – Сергей Уточкин (известный и как один из первых русских летчиков), Петр Степанов, братья Василий и Платон Ипполитовы и др.

В 1911–1913 Анисим Панкратов совершил первое в истории кругосветное путешествие на велосипеде, за что был удостоен «Бриллиантовой звезды» УСИ, учрежденной еще в 90-е XIX века.

Велоспорт в СССР. В 1918 разыграно первенство РСФСР, пять лет спустя – СССР. В 1932 создается Всесоюзная секция велоспорта, позже преобразованная в Федерацию.

В международных соревнованиях советские велогонщики участвуют с 1948. В 1952 СССР вступает в УСИ. В том же году наши велосипедисты впервые выступили на Олимпийских играх. Но первая победа на олимпийских трассах была одержана лишь восемь лет спустя – в Риме, когда легендарный советский гонщик Виктор Капитонов стал победителем групповой шоссейной гонки на 175 км.

В 1970 сборная СССР, которую Капитонов возглавлял уже в качестве тренера, впервые выиграла командную шоссейную гонку на чемпионате мира, а затем повторила свой золотой успех в олимпийском Мюнхене-72. Владимир Семенец и Игорь Целовальников стали тогда последними в истории олимпийскими чемпионами в гонках на тандемах. Столь же удачно выступила наша «шоссейная» команда на Играх в Монреале-76 и в Москве-80.

Кроме того, в олимпийской Москве Сергей Сухорученков (трижды признававшийся лучшим велосипедистом года) выиграл групповую гонку, а команда в составе Петраков – Осокин – Манаков – Мовчан – командную гонку преследования.

На Олимпиаде-88 года наши спортсмены получили четыре «золота» на треке. Юный Александр Кириченко выиграл гит на 1 км с места, гонщик из Клайпеды Гинтаутас Умарас – индивидуальную гонку преследования на 4 км, а Эрика Салумяэ из Таллинна – спринт: этот вид трековых гонок впервые был включен в олимпийскую программу. (Еще одну золотую медаль Эрика выиграла на Играх-92, но уже в составе сборной Эстонии.) Наши велосипедисты также выиграли командную гонку преследования.

В общей сложности сборная СССР завоевала 12 золотых медалей на Олимпиадах и более 70 – на чемпионатах мира.

В конце 80-х велоспортом в СССР занимались более 700 тыс человек, из них – свыше 150 тыс спортсменов-разрядников.

 Современный этап. Федерация велосипедного спорта России (ФВСР) основана в 1990. Объединяет региональные организации 46 субъектов РФ, входит в состав УСИ и УЕС (Европейский союз велосипедистов), проводит чемпионаты и первенства страны в разных возрастных категориях, региональные соревнования и этапы Кубка мира.

Один из самых прославленных российских гонщиков – Вячеслав Екимов, не раз побеждавший в мировых чемпионатах любителей и профессионалов и устанавливавший рекорды на различных дистанциях. Выиграв «золото» в Сеуле в одной из трековых дисциплин, он вновь поднялся на высшую ступень олимпийского пьедестала почета 12 лет спустя, в Сиднее-2000 – на этот раз после победы на шоссе. В настоящее время Екимов выступает за американскую профессиональную команду «Ю.С. Постэл» – вместе со знаменитым Лэнсом Армстронгом.

Российская гонщица Зульфия Забирова выиграла олимпийское «золото» и титул чемпионки мира в индивидуальной шоссейной гонке. В числе недавних победителей мировых чемпионатов Ольга Слюсарева и Светлана Гранковская. Среди ведущих российских велогонщиков также Алексей Марков, Елена Чалых, Оксана Гришина, Павел Тонков, Валентина Полханова, Светлана Бубненкова, Сергей Иванов и др.

Среди наших молодых спортсменов немало перспективных гонщиков: Михаил Тимошин, согласно итоговому рейтингу УСИ за 2002 ставший лучшим в мире велосипедистом в возрасте до 23 лет, юный Михаил Игнатьев, выигравший на чемпионате мира 2002 гонку с раздельным стартом среди юниоров, двукратный чемпион мира среди спортсменов до 23 лет Евгений Петров и др.

В России существовала единственная профессиональная (мужская) команда – «Итера», но в конце 2002 она прекратила существование. (В 2004 планируется создание профессиональной команды более высокого уровня: не исключено, что это будет совместный российско-бельгийский проект с участием спонсоров и гонщиков двух стран. Не исключено появление в ближайшем будущем российской женской профессиональной команды.) В активе наших гонщиков-профессионалов, выступающих за различные команды, индивидуальные победы на этапах «Тур де Франс» и «Вуэльта-а-Эспанья», а также победы в «Джиро д"Италия» – в том числе и в общем зачете: 1994 – Евгений Берзин, 1998 – Павел Тонков, 2002 – Светлана Бубненкова.

Велогонки в программе Паралимпийских Игр. Велогонки – один из «новичков» паралимпийской программы.

В начале 80-х спортсмены с нарушениями зрения впервые приняли участие в специальных соревнованиях по велоспорту. В программе Паралимпийских игр велогонки (муж. и жен.) дебютировали в 1984. На Играх 1992 в Барселоне в гонках на специальном треке и шоссе впервые приняли участие и смешанные (муж/жен) «экипажи». На Играх-2000 велогонки были представлены 21 дисциплиной. Успешнее других в Сиднее выступили хозяева Игр, а также американцы, немцы и французы.

Соревнования велосипедистов-инвалидов проводятся в индивидуальном и командном зачетах. Спортсмены выступают как на стандартных гоночных, так и на специальных велосипедах: трехколесных, тандемах (атлеты с нарушением зрения едут в паре с видящим партнером) и др.

Фиксируются свои рекорды: большинство из них установлены в Сиднее.

ЛИТЕРАТУРА

В стране Олимпия. (Глава о В.Капитонове) Ред.Л.Барыкина. М., 1974
Седов А.В. Счастливый финиш. М., 1974
Капитонов В.А., Юсин А.В. И снова спиц мелканье. М., 1978
Капитонов В.А. Ради этого стоит жить. М., 1978
Куприянов А.А. 50 лет в спорте. М., 1978
Шелешнев Л.М. Большие гонки. М., 1978
Олимпийская энциклопедия. Под ред. С.П.Павлова. М., 1980
Ларссон Х. Бернт – золотой велосипедист. (Об олимпийском чемпионе Б. Йоханссоне) М., 1981
Охлябин С.Д. Давай изобретем велосипед. М., 1981
Юсин А.А. Я купил велосипед. М., 1981
Кучмий В.М. Гонка с тенью (5 шрихов к портрету одного поколения). М., 1988
Кучмий В.М. Гонщик. (О С. Сухорученкове) М., 1989
Правила спортивных игр и состязаний. Иллюстрированный энциклопедический справочник. Пер. с англ. Минск, 1998
Самин Д.К. Самые знаменитые спортсмены России. (Глава о В.Капитонове) М., 2001

Также вы можете:

Поиск по алфавиту:

ГА {ГО} ГР