Гуманитарные науки

Д'АЛАМБЕР, ЖАН ЛЕРОН
Д"АЛАМБЕР, ЖАН ЛЕРОН (D"Alembert, Jean Le Rond) (1717–1783), французский математик и философ. Родился 16 ноября 1717 в Париже. В 1730 поступил в Коллеж четырех наций, по окончании которого в 1735 получил диплом правоведа. Юриспруденцией впоследствии не занимался, а начал изучать медицину. Оставив и это занятие, решил целиком посвятить себя математике.
ДА СЮЭ
ДА СЮЭ. Название допускает троякое истолкование: 1) «Великое учение» – учение о высокодостойной, совершенной личности; 2) «Высочайшая наука» – учение для высокопоставленных лиц, наука социально-политического управления; 3) «Высшее образование» – мировоззренческие наставления для взрослых людей. Самое краткое (1755 иероглифов) произведение из числа главных конфуцианских канонов. Создано в 5–3 вв. до н.э.
ДА ТУН-ВЕЛИКОЕ ЕДИНЕНИЕ
ДА ТУН-ВЕЛИКОЕ ЕДИНЕНИЕ. «Великое единение», «Великое равенство» (да тун1). Одна из основных утопических социально-политических концепций конфуцианства. Главный компонент бинома да тун – понятие «тун1» («единение, объединение, совместимость, тождественность») в древнекитайских памятниках имеет разные значения. Например, в Чжоу ли (5–2 вв.
ДАВЫДОВ, ИВАН ИВАНОВИЧ
ДАВЫДОВ, ИВАН ИВАНОВИЧ (1794–1863), русский философ. Родился в с.Зеленицыно Тверского наместничества 15 (26) июня 1794. Учился на философском и физико-математическом факультетах Московского университета. В 1815 защитил докторскую диссертацию О преобразовании в науках, произведенном Бэконом. Работа была опубликована в журнале «Вестник Европы» (1815). Дадыдов активно сотрудничал с этим журналом, публикуя в нем свои статьи и переводы.
ДАЙ ЧЖЭНЬ
ДАЙ ЧЖЭНЬ, Дай Дунъюань, Дай Шзньсю (1723–1777), китайский философ-неоконфуцианец, лидер одного (Вань пай) из двух главных направлений «ханьского учения» (хань сюэ, пу сюэ), ученый (математик, астроном, лингвист, историк и географ). Родился 19 января 1723 в Сюнине провинции Аньхой. Происходил из семьи мелкого торговца.
ДАКОТА ЯЗЫК
ДАКОТА ЯЗЫК (сиу), группа близкородственных индейских диалектов, принадлежащих к сиуанской языковой семье и распространенных на севере США (между Великими озерами и Скалистыми горами) и в южно-центральной Канаде. Диалекты дакота иногда рассматриваются как языки, но более распространено мнение, что это единый язык с несколькими диалектами.
ДАЛМАТИНСКИЙ ЯЗЫК
ДАЛМАТИНСКИЙ ЯЗЫК, язык, на котором некогда говорили в Далмации (историческая область на Адриатическом побережье, территория современной Словении и Хорватии). Это единственный мертвый романский язык. Текстов на далматинском языке сохранилось немного; древнейшие письменные памятники – несколько описей 13 в. из Дубровника (Рагуса) и одна грамота из Задара (Зара) 1397, однако сам язык был засвидетельствован еще в 12 в.
ДАЛЬ, ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ
ДАЛЬ, ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ (1801–1872), русский прозаик, лексикограф, этнограф. Родился 10 (22) ноября 1801 в м.Лугань в Малороссии в семье врача. Отец Даля был выходцем из Дании, получил образование в Германии, где учил богословие и древние и новые языки. Мать, немка, владела пятью языками. Даль получил домашнее образование, писал стихи. В 1815 поступил в Морской кадетский корпус в Петербурге.
ДАМАСКИЙ
ДАМАСКИЙ (ок. 462, Дамаск – после 538) – философ-платоник, последний глава Афинской неоплатонической школы. Его сочинения не только свидетельствуют о высоком уровне преподавания в школе, но и предполагают очень высокий уровень слушателей. В 529, после эдикта императора Юстиниана, Дамаский был вынужден прекратить преподавание и в конце 531 с шестью платониками отправляется из Афин ко двору персидского царя Хосроя I.
ДАНИЛЕВСКИЙ, НИКОЛАЙ ЯКОВЛЕВИЧ
ДАНИЛЕВСКИЙ, НИКОЛАЙ ЯКОВЛЕВИЧ (1822–1885), русский ученый-естествоиспытатель, мыслитель, публицист. Родился 28 ноября (10 декабря) 1822 в с. Оберец Ливенского уезда Орловской губернии. Окончил в 1842 Царскосельский лицей, а затем естественный факультет Петербургского университета. В 1849 получил степень магистра ботаники. Летом того же года увлечение молодого человека социалистическими идеями Фурье привело к его аресту (в связи с делом петрашевцев).
ДАО
ДАО. «Путь» («подход», «график», «функция», «метод», «закономерность», «принцип», «класс», «учение», «теория», «правда», «мораль», «абсолют»). Одна из важнейших категорий китайской философии. Этимологически восходит к идее главенства (шоу) в «движении/поведении» (син3). Ближайшие коррелятивные категории – «дэ1» («благодать») и «ци2» («орудие»). В современном языке бином «дао-дэ» означает мораль, нравственность.
ДАО ДЭ ЦЗИН
ДАО ДЭ ЦЗИН, Дао дэ цзин («Канон Пути и благодати»), или Лао-цзы («[Трактат] Учителя Лао/Старого Младенца»), – главный канонический текст даосизма, лежащий в основе его философии, мифологии, религии, культовой и психофизической практики. Написан разноразмерными рифмованными стихами, построенными на параллелизмах и антитезах, с обильным вкраплением диалектизмов южно-периферийного («варварского») государства Чу.
ДАОСИЗМ
ДАОСИЗМ, философско-религиозное течение традиционного Китая, одно из его главных «трех учений» (сань цзяо), являвшее собой в этой триаде основную альтернативу конфуцианству как философии и буддизму как религии.Впервые как целостное идейное формирование под именем «школа Пути и благодати» (дао дэ цзя), воспроизводящем название основополагающего даосского трактата Канон Пути и благодати (Дао дэ цзин).
ДАРГИНСКИЙ ЯЗЫК
ДАРГИНСКИЙ ЯЗЫК, один из нахско-дагестанских языков; генетически наиболее близок к лакскому языку. Распространен в центральной части Дагестана. Число говорящих ок. 350 тыс. человек.
ДАРДСКИЕ ЯЗЫКИ
ДАРДСКИЕ ЯЗЫКИ, группа индоиранских языков, на которых говорят в Кашмире и в районах к северу и северо-западу от Кашмира, вплоть до горного хребта Гиндукуш, находящегося на территории Афганистана. Группа дардских языков включает следующие подгруппы: 1) нуристанскую (кафирскую) – башгали, вайгали, прасун, ашкун, калаша, пашаи, дири (см. НУРИСТАНСКИЕ ЯЗЫКИ); 2) кховар; 3) собственно дардские языки – шина, кохистани и кашмири.

Также вы можете:

Поиск по алфавиту: