Гуманитарные науки

МОДИЛЬЯНИ, ФРАНКО
МОДИЛЬЯНИ, ФРАНКО (Modigliani, Franco) (1918–2003), американский экономист, удостоенный в 1985 Нобелевской премии по экономике. Родился 18 июня 1918 в Риме. Окончил Римский университет, продолжил обучение в Сорбонне. Получил степень доктора в Римском университете в 1939. В том же году вместе с женой покинул Италию и обосновался в Нью-Йорке, где учился в Новой школе социальных исследований под руководством Дж. Маршака.
МОИЗМ
МОИЗМ, «школа Мо» (мо цзя), древнекитайское философско-религиозное учение, сформировавшееся в 5–4 вв. до н.э. и получившее широкое распространение в 4–3 вв. до н.э.
МОКША
МОКША (санскр. – «освобождение», «избавление»), основное понятие индийской сотериологии, означающее высшую из целей человеческого существования (пурушартха), избавление индивида от всех страданий (духкха), серии безначальных перевоплощений (сансара) и механизмов «закона кармы», включая не только «вызревшие» и «вызревающие» семена прошлых действий, но и потенции их «плодоношения».
МОЛДАВСКИЙ ЯЗЫК
МОЛДАВСКИЙ ЯЗЫК, язык молдавского народа. Считается одним из двух основных диалектов, лежащих в основе литературного румынского языка. С момента присоединения части Молдавии (Бессарабии) к СССР (1940) он получит статус государственного языка Республики Молдова, при этом латинский алфавит был заменен кириллицей. После распада СССР в Молдавии была возвращена латиница, в молдавский язык стали вновь вводиться нормы румынского языка.
МОН-КХМЕРСКИЕ ЯЗЫКИ
МОН-КХМЕРСКИЕ ЯЗЫКИ, относятся к восточным аустроазиатским языкам, образуя самостоятельную ветвь. Мон-кхмерские языки распространены на всей территории Индокитая – во Вьетнаме, Лаосе, Камбодже, а также Таиланде, Мьянме (бывшая Бирма), в Южном Китае, Индии.
МОНГОЛЬСКИЕ ЯЗЫКИ
МОНГОЛЬСКИЕ ЯЗЫКИ, одна из языковых семей Старого Света. Несмотря на небольшое число говорящих (ок. 6,8 млн. человек) и малое количество входящих в состав семьи языков, ареал их распространения охватывает обширную территорию от северо-восточных провинций КНР до междуречья Дона и Волги. В монгольскую семью входят следующие языки.Монгольский язык. Этот лингвоним используется в нескольких смыслах.
МОНИЗМ
МОНИЗМ, теория, согласно которой кажущиеся различными виды бытия или субстанции в конечном счете сводятся к единому началу. Для нерефлектирующего ума видов субстанции, существующих в мире, практически бесконечное число: камень, дерево, стекло, соль, сахар кажутся глубоко и очевидно различными веществами. Первые греческие философы много занимались тем, что сокращали число субстанций, обнаруживая их тождественность на более глубоких уровнях.
МОНТЕНЬ, МИШЕЛЬ ЭЙКЕМ ДЕ
МОНТЕНЬ, МИШЕЛЬ ЭЙКЕМ ДЕ (Montaigne, Michel Eyquem de) (1533–1592), французский писатель и философ. Родился 28 февраля 1533 близ Бордо. Его отец, Пьер Эйкем, принадлежал к верхушке среднего класса. В раннем детстве Монтень воспитывался по педагогической методе отца, схожей по духу со взглядами на воспитание Ф.Рабле. Наставник мальчика не говорил по-французски и беседовал со своим подопечным только по-латыни.
МОНТЕСКЬЁ, ШАРЛЬ ЛУИ
МОНТЕСКЬЁ, ШАРЛЬ ЛУИ (Charles-Louis de Secondat, baron de La Brède et de Montesquieu) (1689–1755), французский философ и литератор эпохи Просвещения, известный своей защитой принципа разделения исполнительной, законодательной и судебной власти. Родился в замке Лабред близ Бордо 18 января 1689 в семье Жака де Секонда, барона де Лабред.
МОНТЕССОРИ, МАРИЯ
МОНТЕССОРИ, МАРИЯ (Montesorri, Maria) (1870–1952), итальянский педагог, создатель педагогической системы, основанной на идее свободного воспитания.Родилась 31 августа 1870 в маленьком итальянском городке Чиаравалле (Кьяравалле) в семье высокопоставленного государственного чиновника. Ее мать происходила из славящегося образованностью и ученостью старого итальянского рода Стопани.
МОР, ТОМАС
МОР, ТОМАС (More, Thomas) (1478–1535), именуемый также св. Томасом Мором, английский государственный деятель, писатель и мученик, знаменитый более всего своей Утопией, в которой описано идеальное государство. Родился в Лондоне 6 февраля 1478 (возможна также дата 7 февраля 1477), его отец Джон Мор (ок. 1450–1530) был известным юристом, судьей королевской скамьи, удостоившимся дворянского титула в царствование Эдуарда IV (ум. 1483).
МОРАЛЬ
МОРАЛЬ (от лат. moralitas – традиция, народный обычай, нрав-характер), то же, что нравственность. В живом, т.е. обычном языке под моральным чаще всего понимается хорошее, доброе, правильное, под аморальным – дурное, злое, неправильное. Как понятие философии, т.е. в более строгом и узком смысле слова мораль – это ценности и нормы (правила), регулирующие поведение людей.
МОРДОВСКИЕ ЯЗЫКИ
МОРДОВСКИЕ ЯЗЫКИ (мокшанский и эрзянский), входят в волжско-финскую группу финно-угорских языков уральской языковой семьи. Носителями этих языков являются представители двух этнических групп, именуемых эрзяне и мокшане. Исторически к эрзянам относились также терюхане, окончательно обрусевшие в начале 20 в.
МОРРИС, ЧАРЛЬЗ УИЛЬЯМ
МОРРИС, ЧАРЛЬЗ УИЛЬЯМ (Morris, Charles William) (1901–1979), американский философ, один из основателей семиотики. Родился 23 мая 1901 в Денвере (шт. Колорадо). Учился в Висконсинском и Северо-Западном университетах, а также в Чикагском университете у известного социального психолога Дж.Г.Мида (1863–1931). Преподавал в Чикагском (1931–1947) и Гарвардском (1951–1953) университетах. Умер Моррис в Гейнсвилле (шт.
МОРФОЛОГИЯ
МОРФОЛОГИЯ (от греч. "учение о форме"), раздел лингвистики, основным объектом которого являются слова естественных языков и их значимые части – морфемы. В задачи морфологии входит, таким образом, определение слова как особого языкового объекта и описание его внутренней структуры.
МОРФОНОЛОГИЯ
МОРФОНОЛОГИЯ, раздел языкознания, изучающий закономерности строения, фонемного состава и варьирования морфем того или иного языка, не выводимые полностью из особенностей его фонологии, а также совокупность явлений морфонологической природы, присущих данному языку.
МОСКОВСКАЯ ФОНОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА
МОСКОВСКАЯ ФОНОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА, школа советской лингвистики. Сложилась в 1930-е годы, когда большинство ее основателей работали в Научно-исследовательском институте языкознания при Наркомате просвещения, а затем в Московском городском педагогическом институте. Основателями Московской фонологической школы (далее МФШ) были Р.И.Аванесов (1902–1982), П.С.Кузнецов, А.А.Реформатский, В.Н.Сидоров (1899–1968) и А.М.Сухотин (1888–1942).
МОСКОВСКАЯ ФОРМАЛЬНАЯ (ФОРТУНАТОВСКАЯ) ШКОЛА
МОСКОВСКАЯ ФОРМАЛЬНАЯ (ФОРТУНАТОВСКАЯ) ШКОЛА, одно из ведущих направлений отечественной лингвистики конца 19 в. и 20 в. Сформировалась в Московском университете в 1880–1890-е годы. Создателем школы был Ф.Ф.Фортунатов. В числе его старших учеников были Г.К.Ульянов (1859–1912), А.И.Томсон (1860–1935), А.А.Шахматов; последний в дальнейшем отошел от формальной школы.
МОЧУЛЬСКИЙ, КОНСТАНТИН ВАСИЛЬЕВИЧ
МОЧУЛЬСКИЙ, КОНСТАНТИН ВАСИЛЬЕВИЧ (1892–1948), русский литературовед, философ. Родился 9 февраля 1892 в Одессе, в семье профессора. Окончил историко-филологический факультет Петербургского университета (1914). С 1916 – доцент Петроградского университета, с 1918 – доцент Новороссийского университета (в Одессе).

Также вы можете:

Поиск по алфавиту: