Гуманитарные науки

ЛИ ГУН
ЛИ ГУН, Ганчжу, прозвище Шугу (1659–1733), китайский философ, ученик Янь Юаня (1635–1704), создавший вместе с ним «школу Янь – Ли» (Янь Си сюэ пай). Родился в селе Сицаоцзяцзуй (уезд Лисянь, пров. Чжили, совр. Хэбэй) 14 мая 1659 в семье ученого Ли Минсина (1615–1683), у которого получил начальное образование. В конце 1673 женился на Ван Чжишунь (1658–1676), сестре Ван Янцуя (ум. в 1699), который был близким другом Янь Юаня.
ЛИ ЧЖИ
ЛИ ЧЖИ, Ли Цзайчжи, Ли Чжоу, Линь Цзай (1527–1602). Один из наиболее оригинальных и противоречивых мыслителей китайского средневековья, философ и литератор, последователь Ван Янмина и сторонник так называемого «учения о сердце» (синь сюэ) в неоконфуцианстве, подвергавшийся из-за «отступничества от конфуцианских норм» официальному запрету и замалчиванию в Китае вплоть до начала 20 в.Родился 23 ноября 1527 в провинции Фуцзянь.
ЛИ-БЛАГОПРИСТОЙНОСТЬ
ЛИ-БЛАГОПРИСТОЙНОСТЬ. «Благопристойность», «этико-ритуальные нормы», «моральные права», «этикет», «этика», «ритуал», «церемонии», «установления» (ли2). Одна из центральных категорий китайской философии, главным образом конфуцианства, сочетающая два основных смысла – «этика» и «ритуал». Этимологическое значение – «культовое действие с сосудом».
ЛИ-ПРИНЦИП
ЛИ-ПРИНЦИП. «Принцип», «закон», «правило», «атрибут», «основание», «порядок», «мотив», «резон», «теория», «истина», «правда», «идеал», «разум», «ноумен» (ли1). Одна из основополагающих категорий классической китайской философии.
ЛИБЕРАЛИЗМ
ЛИБЕРАЛИЗМ. Традиционная концепция либерализма. Основная идея либерализма, возникшего в 17 и 18 вв. и вступившего в пору расцвета в 19 в., состоит в том, что человек должен располагать свободой для определения своей собственной судьбы.
ЛИБЕРАЛИЗМ
ЛИБЕРАЛИЗМ. Традиционная концепция либерализма. Основная идея либерализма, возникшего в 17 и 18 вв. и вступившего в пору расцвета в 19 в., состоит в том, что человек должен располагать свободой для определения своей собственной судьбы.
ЛИКОК, СТИВЕН
ЛИКОК, СТИВЕН (Leacock, Stephen) (1869–1944), канадский писатель, экономист и историк, широко известный абсурдистскими, юмористическими и сатирическими произведениями. Стивен Батлер Ликок родился 30 декабря 1869 в Суонморе (графство Гэмпшир, Англия). В 1876 переехал в провинцию Онтарио (Канада). Закончил колледж Верхней Канады и Торонтский университет. В 1903 получил степень доктора экономики и политических наук в Чикагском университете.
ЛИКУРГ
ЛИКУРГ, легендарный спартанский законодатель, живший предположительно в 9 или 8 вв. до н.э. Греки возводили к нему государственное устройство Спарты. В античности считалось, что Дельфийский оракул повелел Ликургу изменить образ правления в Спарте по образцу дорических государств на Крите. Поэтому к нему возводят учреждение герусии (совета старейшин) и апеллы (народного собрания).
ЛИЛИ, УИЛЬЯМ
ЛИЛИ, УИЛЬЯМ (Lily, William) (ок. 1468–1522), английский грамматик, родился в Одихеме в Гэмпшире ок. 1468. Окончил Оксфорд, после чего уехал за границу: совершил паломничество в Иерусалим, был на Родосе, затем в Риме, где занимался изучением классической литературы под руководством Помпонио Лето и Джованни Сульпицио.
ЛИНГАЛА
ЛИНГАЛА (варианты названия – нгала, бангала, мангала), один из наиболее распространенных языков центральной Африки. На нем говорят народы, населяющие Народную Республику Конго (НРК), Демократическую Республику Конго (ДРК), пограничные районы Судана, Габона и Анголы. Число говорящих на лингала приближается к 10 млн. (точные сведения отсутствуют).
ЛИНГВА ФРАНКА
ЛИНГВА ФРАНКА, социолингвистический термин, используемый для обозначения одного из нескольких существующих типов так называемых контактных языков, используемых для межэтнического общения.
ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ (лингвогеография, геолингвистика), раздел лингвистики, изучающий вопросы территориального размещения языков и языковых явлений (на земном шаре, на континентах, в рамках более мелких географических ареалов). Приведенное определение является максимально широким.
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ, особый жанр лингвистической учебной литературы; в том же значении употребляются термины «самодостаточные лингвистические задачи» и «самодостаточные задачи».
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АТЛАС
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АТЛАС, систематизированное собрание карт, показывающих лингвистический ландшафт, т.е. распространение тех или иных языковых явлений.
ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ ГИПОТЕЗА
ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ ГИПОТЕЗА (известная также как «гипотеза Сепира – Уорфа»), тезис, согласно которому существующие в сознании человека системы понятий, а, следовательно, и существенные особенности его мышления определяются тем конкретным языком, носителем которого этот человек является.Лингвистическая относительность – центральное понятие этнолингвистики, области языкознания, изучающей язык в его взаимоотношении с культурой.
ЛИНЭКР, ТОМАС
ЛИНЭКР, ТОМАС (Linacre, Thomas) (ок. 1460–1524), английский филолог и физик. Родился предположительно в Кентербери (графство Кент) в 1460. Окончив Оксфордский университет, в 1485 отправился в Италию для продолжения образования. После возвращения в Англию в 1492 преподавал греческий язык в Оксфорде; был наставником принца Артура и принцессы Марии и врачом Генриха VIII. С 1518 Линэкр – первый президент Королевской коллегии медиков в Лондоне.
ЛИСТ, ФРИДРИХ
ЛИСТ, ФРИДРИХ (List, Friedrich) (1789–1846), немецкий экономист, публицист, политик. Родился 6 августа 1789 в Рейтлингене (Вюртемберг) в семье зажиточного ремесленника. Работал в мастерской отца, состоял на государственной службе, закончив карьеру чиновника в должности счетного советника в Штутгарте. Учился в Тюбингенском университете на факультете права, в 1817 был назначен профессором практики государственного управления этого университета.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК, наддиалектная подсистема (форма существования) национального языка, которая характеризуется такими чертами, как нормативность, кодифицированность, полифункциональность, стилистическая дифференцированность, высокий социальный престиж в среде носителей данного национального языка.
ЛИТОВСКИЙ ЯЗЫК
ЛИТОВСКИЙ ЯЗЫК, представитель балтийской ветви индоевропейской языковой семьи. Основная область распространения – территория Литовской Республики, где он имеет статус государственного языка. Общее число жителей Литовской Республики, по данным переписи 1989, – 3,69 млн. человек; из них для 79% литовский является родным языком.
ЛИТТРЕ, МАКСИМИЛИАН ПОЛЬ ЭМИЛЬ
ЛИТТРЕ, МАКСИМИЛИАН ПОЛЬ ЭМИЛЬ (Littré, Maximilien Paul Emile) (1801–1881), французский философ, историк и филолог, представитель позитивизма. Родился 1 февраля 1801 в Париже в семье военного. В юности изучал медицину, проявлял интерес к филологии, в том числе к восточным языкам. После революции 1930 г., в которой Литтре принял участие, заинтересовался политикой, а позднее гуманитарными дисциплинами, в особенности историей идей.
ЛИХУДЫ, БРАТЬЯ
ЛИХУДЫ, БРАТЬЯ. Иоанникий (в миру – Иоанн, 1633–1717) и Софроний (в миру – Спиридон, 1652–1730), деятели религиозного просвещения, сыгравшие исключительно важную роль в учреждении первой русской духовной академии.Выходцы из знатной греческой семьи, братья родились на о-ве Кефалиния в Ионическом море.
ЛИЦО
ЛИЦО, дейктическая граматическая категория, значения которой характеризуют объекты внеязыковой действительности по их участию в речевом акте. Языковые средства, кодирующие лицо, служат для идентификации говорящего (1-е лицо), слушающего (2-е лицо) и лица, не принимающего участия в данном речевом акте (3-е лицо).
ЛИЧНОСТЬ ТВОРЧЕСКАЯ
ЛИЧНОСТЬ ТВОРЧЕСКАЯ. Существуют две основные точки зрения на творческую личность. Согласно одной, креативность или творческая способность в той или иной степени свойственна каждому нормальному человеку. Она так же неотъемлема от человека, как способность мыслить, говорить и чувствовать. Более того, реализация творческого потенциала независимо от его масштабов делает человека психически нормальным.
ЛИЧНОСТЬ ТВОРЧЕСКАЯ
ЛИЧНОСТЬ ТВОРЧЕСКАЯ. Существуют две основные точки зрения на творческую личность. Согласно одной, креативность или творческая способность в той или иной степени свойственна каждому нормальному человеку. Она так же неотъемлема от человека, как способность мыслить, говорить и чувствовать. Более того, реализация творческого потенциала независимо от его масштабов делает человека психически нормальным.

Также вы можете:

Поиск по алфавиту: