Культура и Образование

ТЕАТР
ТЕАТР (от греч. theatron – места для зрелища, зрелище), основной род зрелищного искусства. Родовое понятие театра подразделяется на виды театрального искусства: драматический театр, оперный, балетный, театр пантомимы и т.д. Происхождение термина связано с древнегреческим античным театром, где именно так назывались места в зрительном зале (от греческого глагола «теаомай» – смотрю).
ТЕАТР АББАТСТВА
ТЕАТР АББАТСТВА (Abbey Theatre), ирландский национальный театр. Находится в Дублине. История Театра Аббатства неотделима от истории ирландского возрождения, роста национального самосознания и упорной борьбы ирландцев за право на самоопределение, потому сложно назвать дату основания театра.
ТЕАТР АБСУРДА
ТЕАТР АБСУРДА, тип современной драмы, основанный на концепции тотального отчуждения человека от физической и социальной среды. Такого рода пьесы впервые появились в начале 1950-х годов во Франции, а затем распространились по Западной Европе и США.Представление об абсурдности удела человеческого во враждебном или безразличном мире впервые развил А.Камю (Миф о Сизифе), испытавший сильное влияние С.Кьеркегора, Ф.Кафки и Ф.М.Достоевского.
ТЕАТР АБСУРДА
ТЕАТР АБСУРДА, тип современной драмы, основанный на концепции тотального отчуждения человека от физической и социальной среды. Такого рода пьесы впервые появились в начале 1950-х годов во Франции, а затем распространились по Западной Европе и США.Представление об абсурдности удела человеческого во враждебном или безразличном мире впервые развил А.Камю (Миф о Сизифе), испытавший сильное влияние С.Кьеркегора, Ф.Кафки и Ф.М.Достоевского.
ТЕАТР АНТИЧНЫЙ
ТЕАТР АНТИЧНЫЙ, понятие античного театра включает в себя историю театра античной Греции, театра эпохи эллинизма и театра древнего Рима.Древнегреческий театр генетически восходит к культовым обрядам глубокой древности (охота, земледелие, проводы зимы, заупокойный плач).
ТЕАТР ЕРМОЛОВОЙ
ТЕАТР ЕРМОЛОВОЙ, Московский драматический театр им. М.Н.Ермоловой. В 1925 выпускники студии при Малом театре под руководством К.Е.Лешковской организовали передвижной театр. Они обратились к Марии Николаевне Ермоловой с просьбой разрешить называться театром имени великой артистки. Ермолова дала свое благословение. В 1933 театр объединился с Театром-студией им. А.В.Луначарского, которым руководил бывший мейерхольдовец М.А.Терешкович.
ТЕАТР ИМ. В.Ф.КОМИССАРЖЕВСКОЙ
ТЕАТР ИМ. В.Ф.КОМИССАРЖЕВСКОЙ, Санкт-Петербургский Государственный Академический театр им. В.Ф.Комиссаржевской создан в 1942.Несколько раз менял свое название: 1942–1943 – Городской театр («Блокадный театр»); 1943–1959 – Ленинградский государственный драматический театр; 1959–1991 – Ленинградский государственный драматический театр им.
ТЕАТР ИМ. ВЛ.МАЯКОВСКОГО
ТЕАТР ИМ. ВЛ.МАЯКОВСКОГО, открылся в Москве в 1922, до 1943 носил название Театра Революции. С 1943 по 1954 – Московский театр Драмы, с 1954 по настоящее время – Московский театр им. Вл.Маяковского. В 1964 театру присвоено звание Академический. На протяжении 75 лет существования четыре мастера определили жизнь театра, искусство каждого из них олицетворяло цели и задачи театра в определенный промежуток времени.
ТЕАТР ИМ. ЛЕНСОВЕТА
ТЕАТР ИМ. ЛЕНСОВЕТА, Санкт-Петербургский государственный академический театр им. Ленсовета создан в Ленинграде в 1933 году. За годы своего существования несколько разменял название:1933–1952 – Ленинградский государственный Новый театр1953–1980 – Ленинградский государственный театр им. Ленсовета1981 – Ленинградский государственный академический театр им.
ТЕАТР ИМЕНИ ЕВГЕНИЯ ВАХТАНГОВА
ТЕАТР ИМЕНИ ЕВГЕНИЯ ВАХТАНГОВА. История театра им. Евг.Вахтангова начинается задолго до даты его официального открытия. В конце 1913 группа московских студентов создала Студенческую драматическую студию, целью которой были занятия театральным искусством по системе К.С.Станиславского.
ТЕАТР ИМЕНИ МОССОВЕТА
ТЕАТР ИМЕНИ МОССОВЕТА, московский государственный, c 1964 – академический. Создан в 1923 под названием Театр им. МГСПС при культотделе Московского Губернского Совета профсоюзов для обслуживания рабочих зрителей. Организатор театра – литератор и режиссер С.Прокофьев.Вначале театр был передвижным и ставил дешевые спектакли для массового зрителя.
ТЕАТР КАМЕНСКОГО
ТЕАТР КАМЕНСКОГО, театр графа С.М.Каменского (1771–1835), существовавший с 1815 по 1835 как традиционно крепостной театр и видоизменившийся после смерти владельца. О графе С.М.Каменском писал А.И.Герцен в Сороке-воровке: «Был очень богат и проживался на театр. В нем была русская, широкая, размашистая натура: страстный любитель искусства, человек с огромным вкусом и тактом роскоши».
ТЕАТР КРИКО 2
ТЕАТР КРИКО 2, (Cricot – анаграмма букв французского слова «cirque»/цирк) создан в 1955 в Кракове художником Тадеушем Кантором вместе с абстракционисткой Марией Ярема. Собрав группу коллег-художников, актеров, поэтов, музыкантов, критиков, они решили продолжить опыт довоенного театра краковских авангардных живописцев «Крико 1». Однако в поисках путей сценического претворения идей пластического авангарда, Кантор пошел своим путем.
ТЕАТР МАЛЫХ ФОРМ
ТЕАТР МАЛЫХ ФОРМ. Имеет несколько значений. Первые парижские варьете открылись в театрах бульваров в 18 в. Самое известное варьете Европы – берлинское «Wintergarden», 1886–1944. В России варьете распространились в 1860-е, что связано с ростом городского населения.
ТЕАТР МЕНЕСТРЕЛЕЙ
ТЕАТР МЕНЕСТРЕЛЕЙ, минстрел-шоу, род развлекательного представления, процветавший в США в 1840–1910. Происхождение, вероятно, связано с разъездной продажей снадобий: за знахарем следовала повозка с одним-двумя помощниками, развлекавшими публику шутками, пением и игрой на банджо. Первая профессиональная труппа менестрелей состояла из пяти участников. Позднее обычный состав насчитывал 40 человек.
ТЕАТР НА ТАГАНКЕ
ТЕАТР НА ТАГАНКЕ, Московский театр на Таганке – создан в 1964 на основе труппы Московского театра драмы и комедии (организован в 1946), в которую вошли выпускники Театрального училища им. Щукина. Главные режиссеры: Ю.П.Любимов (1964–1984), А.В.Эфрос (1984–1987), Н.Н.Губенко (1987–1989), Ю.П.Любимов (с 1989).
ТЕАТР ПУШКИНА
ТЕАТР ПУШКИНА. Московский драматический театр им. А.С.Пушкина основан в 1950 на базе Камерного театра А.Я.Таирова. Первым художественным руководителем был назначен народный артист СССР В.В.Ванин. Человек талантливый и целеустремленный, Ванин с энтузиазмом и упорством принялся строить свой театр, за год выпустил пять спектаклей. Спектакль для детей Аленький цветочек по сказке С.Т.Аксакова до сих пор идет с неизменным успехом.
ТЕАТР РОССИЙСКОЙ АРМИИ
ТЕАТР РОССИЙСКОЙ АРМИИ – первый профессиональный драматический театр в системе Министерства обороны. До 1946 назывался Театр Красной Армии, затем был переименован в Театр Советской Армии (позже – Центральный академический театр Советской Армии).
ТЕАТР САТИРЫ
ТЕАТР САТИРЫ открылся в Москве в октябре 1924 обозрением Москва с точки зрения, руководителем театра был Давид Григорьевич Гутман. Театр разместился в подвальном этаже здания в Большом Гнездниковском переулке, в помещении, в котором раньше находились театр-кабаре «Летучая мышь», а затем «Кривой Джимми», а сегодня работает Учебный театр РАТИ (ГИТИС).
ТЕАТР СТРАН АЗИИ
ТЕАТР СТРАН АЗИИ. Театры стран Азии не похожи друг на друга. У каждой страны свой язык, своя культура, свои национальные традиции. И тем не менее есть нечто общее, что роднит театральное искусство этих стран.Культура Индии, Китая и Японии складывалась на протяжении тысячелетий, сохраняя на последующих этапах основные черты предыдущих.
ТЕАТР СУВОРИНА
ТЕАТР СУВОРИНА (Театр Литературно-художественного общества), русский театр, существовавший в Петербурге (Петрограде) в 1895— 1917. Размещался в здании бывшего Апраксинского театра на Фонтанке, который построил в 1876–1878 граф Антон Апраксин на принадлежавшем ему рынке (архитектор Л.Фонтана).
ТЕАТР ХУДОЖНИКА
ТЕАТР ХУДОЖНИКА, особый вид сценического творчества, отличающийся по своей поэтике от других уже известных, исторически сложившихся видов сценического творчества: театра драматурга, театра актера и театра режиссера. Сформировавшись на протяжении 20 столетия, в его вторую половину театр художника стал заметным явлением мировой культуры. У его истоков стояли сценические проекты и эксперименты русского авангарда 1910-х гг.
ТЕАТР ХУДОЖНИКА
ТЕАТР ХУДОЖНИКА, особый вид сценического творчества, отличающийся по своей поэтике от других уже известных, исторически сложившихся видов сценического творчества: театра драматурга, театра актера и театра режиссера. Сформировавшись на протяжении 20 столетия, в его вторую половину театр художника стал заметным явлением мировой культуры. У его истоков стояли сценические проекты и эксперименты русского авангарда 1910-х гг.
ТЕАТР «ET CETERA»
ТЕАТР «ET CETERA», под руководством народного артиста РФ Александра Калягина, возник в 1993 в Москве. «Наш театр начался не с идеи, а с шумного театрального курса, который я выпустил в 1990. Это был один из лучших курсов Школы-студии МХАТ. Ребята не разбежались, а стали вместе работать. Сначала без меня. Тогда я еще не помышлял о создании своего театра.
ТЕАТР «ГЛОБУС» (GLOBE)
ТЕАТР «ГЛОБУС» (GLOBE), один из старейших лондонских театров, расположенный на южном берегу Темзы.Славная история театра «Глобус» началась в 1599, когда в Лондоне, отличавшемся большой любовью к театральному искусству, один за другим строились здания публичных общедоступных театров.
ТЕАТР «ЛЕНКОМ»
ТЕАТР «ЛЕНКОМ», московский драматический театр. Датой рождения театра принято считать 1927, когда по инициативе ЦК ВЛКСМ был создан Театр Рабочей Молодежи (ТРАМ) – новая творческая форма молодежного театра рабочих. Четыре года театр существовал на полупрофессиональных началах.
ТЕАТР «НА ЛИТЕЙНОМ»
ТЕАТР «НА ЛИТЕЙНОМ», Санкт-Петербургский государственный драматический театр «На Литейном» (до 1991 Областной Театр Драмы и Комедии) родился в Ленинграде 5 мая 1945, в преддверии Дня Победы. Первый спектакль – Чайка по пьесе А.Чехова.С самого начала главной задачей театра ставилось «культурное обслуживание тружеников области».
ТЕАТР «НОВАЯ ОПЕРА»
ТЕАТР «НОВАЯ ОПЕРА», создан в Москве в 1991 дирижером Е.В.Колобовым. Первый в России муниципальный музыкальный театр, работающий по западной контрактной системе. Творческое кредо театра «Новая опера» – постановка не шедших на российской сцене классических опер, а также создание оригинальных трактовок известных произведений.
ТЕАТР «ОЛД ВИК»
ТЕАТР «ОЛД ВИК», в южной части Лондона, на Ватерлоо-Роуд. Театр построен в 1818, вначале назывался «Ройял Кобург». В 1833 получил название «Виктория», однако как драматический театр не состоялся, и дирекция превратила его в мюзик-холл. В 1880 театр возглавила Эмма Конс, но должно было пройти еще 34 года, чтобы всем известное здание стало театром классики, главным хранителем шекспировских традиций в Англии.
ТЕАТР «ОСОБНЯК»
ТЕАТР «ОСОБНЯК», самый маленький профессиональный театр Санкт-Петербурга. Его зал насчитывает всего 80 мест, однако это – не просто составленные в ряды стулья. Они расположены, как и полагается в настоящем театре: амфитеатром в пять рядов. Театр «Особняк» образован в 1989. Это было время перестройки, бурной активизации жизни всего социума, радостных надежд на новое будущее.
ТЕАТР «ПРИЮТ КОМЕДИАНТА»
ТЕАТР «ПРИЮТ КОМЕДИАНТА», первый в Санкт-Петербурге и в России государственный антрепризный театр. Основан в 1987.Организатором и поначалу единственным сотрудником «Приюта комедианта» стал актер Ю.Томошевский. Выпускник ГИТИСа, он был приглашен на работу в БДТ. Однако здесь, в главном театре Ленинграда, актерская судьба Томошевского не сложилась – приходилось играть лишь в массовке и эпизодах.
ТЕАТР «САТИРИКОН»
ТЕАТР «САТИРИКОН», Российский Государственный театр «Сатирикон» им. А.И.Райкина. Организован в Москве в 1987 на основе Государственного театра миниатюр под руководством Аркадия Райкина, ранее, с 1939 работавшего в Ленинграде под названием Ленинградский театр эстрады и миниатюр. Родившись в недрах эстрады, театр работал в рамках многожанровой эстрадной программы.
ТЕАТР «СОВРЕМЕННИК»
ТЕАТР «СОВРЕМЕННИК», московский драматический театр, организованный в 1956 как Студия молодых актеров, в основном выпускников Школы-студии МХАТ, под руководством О.Ефремова. Театр, созданный силами энтузиастов поколения «оттепели» на коллективной студийной основе, сумел глубоко и эмоционально выразить надежды своего поколения, стать символом духовного обновления.Рождение театра и его задачи.
ТЕАТР «СОДРУЖЕСТВО АКТЕРОВ ТАГАНКИ»
ТЕАТР «СОДРУЖЕСТВО АКТЕРОВ ТАГАНКИ» был создан в апреле 1993 решением Московского городского Совета народных депутатов. Основу труппы нового театра составили 36 актеров и некоторые сотрудники театра на Таганке.
ТЕАТР «ТЕНЬ»
ТЕАТР «ТЕНЬ» родился в Москве в 1988 как первый в России частный семейный театр. В 1991 получил статус муниципального. Организаторы театра – супружеская пара Илья Эпельбаум и Майя Краснопольская. Илья по образованию – художник (Строгановское художественное училище), Майя – актриса театра кукол (курс актеров театра кукол Гнесинского училища).
ТЕАТР «ШКОЛА СОВРЕМЕННОЙ ПЬЕСЫ»
ТЕАТР «ШКОЛА СОВРЕМЕННОЙ ПЬЕСЫ». Создание Московского театра «Школа современной пьесы» было задумано и воплощено режиссером Иосифом Райхельгаузом и его однокурсницей по учебе в ГИТИСе, заместителем начальника управления культуры Мариной Дружининой.
ТЕАТР-КАБАРЕ «ЛЕТУЧАЯ МЫШЬ»
ТЕАТР-КАБАРЕ «ЛЕТУЧАЯ МЫШЬ», московский театр-кабаре, создан в 1908 из капустников МХТ актером МХТ Н.Ф.Балиевым и меценатом, нефтепромышленником Н.Л.Тарасовым совместно с О.Л.Книппер-Чеховой, В.И.Качаловым, И.М.Москвиным, Г.С.Бурджаловым и другими актерами Художественного театра.
ТЕАТР-СТУДИЯ
ТЕАТР-СТУДИЯ, независимый, некоммерческий и, как правило, любительский театральный коллектив. Такие театры чаще всего появляются там, где отсутствует профессиональный театр. Театры-студии возникли в 19 в. в Европе как реакция на академические претензии коммерческого театра. В Москве актер и режиссер К.С.Станиславский основал драматический кружок, впоследствии ставший Московским Художественным театром.
ТЕАТР-СТУДИЯ «ЧЕЛОВЕК»
ТЕАТР-СТУДИЯ «ЧЕЛОВЕК», возник в 1974 из театральной студии при Московском электротехническом институте связи, руководителем которой была Л.Р.Рошкован. Режиссер и актриса по образованию, замечательный педагог, она сумела воспитать целое поколение актеров, режиссеров, художников.Первый спектакль театра, давший название студии, – композиция Человек, победивший смерть по Э.Межелайтису, А.де Сент-Экзюпери и письмам погибших на войне (1974).
ТЕАТР-ФЕСТИВАЛЬ «БАЛТИЙСКИЙ ДОМ»
ТЕАТР-ФЕСТИВАЛЬ «БАЛТИЙСКИЙ ДОМ» (до 1991 – Ленинградский Театр им.Ленинского комсомола). Создан в 1936 на базе двух коллективов: «Красного театра» и Театра рабочей молодежи (ТРАМ). Оба этих театра сыграли заметную роль в жизни Ленинграда 1920–1930-х годов, однако в эпоху идеологических структурных преобразований были расформированы. Многие актеры «Красного театра» и ТРАМа вошли в труппу нового театра им.
ТЕАТРАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ ИМ. М.С.ЩЕПКИНА
ТЕАТРАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ ИМ. М.С.ЩЕПКИНА при Государственном академическом Малом театре России, одно из старейших учебных заведений России и старейшая театральная школа Москвы. Было учреждено указом императора Александра I 28 декабря 1809 и ставило целью воспитание профессиональных актеров как для балета, так и для драматического театра. Выпускники драматического отделения императорской школы пополняли собой труппу Малого театра.
ТЕАТРАЛЬНЫЕ ПРЕМИИ В РОССИИ
ТЕАТРАЛЬНЫЕ ПРЕМИИ В РОССИИ. «Золотая Маска». Национальная театральная премия и фестиваль «Золотая Маска» была учреждена Союзом театральных деятелей РФ в 1994. Первое вручение премии состоялось 13 марта 1995 по итогам прошедшего московского театрального сезона.
ТЕАТРАЛЬНЫЙ ОКТЯБРЬ
ТЕАТРАЛЬНЫЙ ОКТЯБРЬ (объединение левых театров), название программы, выдвинутой после октября 1917 лагерем левых художников и сформулированной В.Э.Мейерхольдом осенью 1920. Она во многом определила направление поисков в сценическом искусстве начала 1920-х.
ТЕВКР
ТЕВКР, в греческой мифологии имя двух легендарных героев. Один, сын речного бога Скамандра и нимфы Идеи, был первым царем Трои. Его дочь вышла замуж за Дардана, поэтому троянцев иногда называли тевкридами. Другой Тевкр был сыном Теламона и Гесионы и единокровным братом Аякса. В войске ахейцев при Трое он прославился как искусный стрелок из лука.
ТЕВКР
ТЕВКР, в греческой мифологии имя двух легендарных героев. Один, сын речного бога Скамандра и нимфы Идеи, был первым царем Трои. Его дочь вышла замуж за Дардана, поэтому троянцев иногда называли тевкридами. Другой Тевкр был сыном Теламона и Гесионы и единокровным братом Аякса. В войске ахейцев при Трое он прославился как искусный стрелок из лука.
ТЕВТОНСКИЙ ОРДЕН
ТЕВТОНСКИЙ ОРДЕН (полное название «Орден тевтонских рыцарей госпиталя св. Марии в Иерусалиме»), известен также как Орден крестоносцев, немецкий духовно-рыцарский орден, учрежденный в 1190 в Акке, где паломники из Любека и Бремена создали госпиталь, вскоре перешедший под патронаж немецкой церкви св. Марии в Иерусалиме. В 1198 крестоносцы императора Генриха VI преобразовали госпитальное братство в рыцарский орден, открытый только для немцев.
ТЕЙТ, АЛЛЕН
ТЕЙТ, АЛЛЕН (Tate, Allen) (1899–1979), американский критик, поэт, романист и педагог. Хотя некоторые эксперименты Тейта с поэтическим языком дают повод отнести его творчество к модернизму, он все же оставался южанином-«реакционером» в своих взглядах на современную культуру, науку и политику. Как один из представителей «новой критики» Тейт считал, что стихотворение представляет собой «созданный текст», а не способ переложения «соответствующей» доктрины.
ТЕККЕРЕЙ, УИЛЬЯМ МЕЙКПИС
ТЕККЕРЕЙ, УИЛЬЯМ МЕЙКПИС (Thackeray, William Makepeace) (1811–1863), английский писатель, автор знаменитого романа Ярмарка тщеславия. Родился 18 июля 1811 в Калькутте (Индия) в семье высокопоставленного чиновника Ост-Индской компании. Шести лет был отправлен в Лондон для учебы. Учился в частных школах и в 1822–1828 в Чартерхаус-скул. Вскоре в Лондон переехала и мать, после смерти мужа вторично вышедшая замуж.
ТЕЛА ХРИСТОВА ПРАЗДНИК
ТЕЛА ХРИСТОВА ПРАЗДНИК (лат. Corpus Christi), в Римско-католической церкви, праздник, совершаемый в четверг после католического праздника Троицы в воспоминание об установлении таинства евхаристии. Обычай впервые возник в 1247 в Льежской епархии (Бельгия). В 1264 папа Урбан IV сделал этот праздник общецерковным, даровав индульгенции всем, кто принимал участие в праздничной мессе.
ТЕЛЕМАН, ГЕОРГ ФИЛИПП
ТЕЛЕМАН, ГЕОРГ ФИЛИПП (Telemann, Georg Phillip) (1681–1767), немецкий композитор, один из главных представителей эпохи барокко в музыке. Родился 14 марта 1681 в Магдебурге. Рано добился успеха как певец, композитор и исполнитель на разных инструментах, но по решению семьи отправился изучать право в Лейпциг. Музыкальная жизнь этого города была столь интересна, что в 1702 Телеман оставил юриспруденцию ради музыки. Получил место органиста в церкви св.
ТЕЛЕМАХ
ТЕЛЕМАХ, в греческой мифологии сын Одиссея и Пенелопы. По Гомеру, он был младенцем, когда его отец отбыл в Трою, и по прошествии почти 20 лет Телемах отправился в Пилос в Спарте, чтобы узнать о судьбе своего исчезнувшего отца. Возвратившись на Итаку, Телемах встретил там Одиссея, уже вернувшегося домой, но притворявшегося уличным нищим, чтобы его не узнали враги, и помог отцу истребить женихов Пенелопы.
ТЕЛЕМАХ
ТЕЛЕМАХ, в греческой мифологии сын Одиссея и Пенелопы. По Гомеру, он был младенцем, когда его отец отбыл в Трою, и по прошествии почти 20 лет Телемах отправился в Пилос в Спарте, чтобы узнать о судьбе своего исчезнувшего отца. Возвратившись на Итаку, Телемах встретил там Одиссея, уже вернувшегося домой, но притворявшегося уличным нищим, чтобы его не узнали враги, и помог отцу истребить женихов Пенелопы.
ТЕЛЕШЕВА, ЕЛИЗАВЕТА СЕРГЕЕВНА
ТЕЛЕШЕВА, ЕЛИЗАВЕТА СЕРГЕЕВНА (1892–1943), русская актриса, режиссер, педагог. Родилась 26 января (7 февраля) 1892. Заслуженная артистка РСФСР (1933).
ТЕМИРКАНОВ, ЮРИЙ ХАТУЕВИЧ
ТЕМИРКАНОВ, ЮРИЙ ХАТУЕВИЧ (р. 1938), русский дирижер. Родился в Нальчике 10 декабря 1938, по происхождению кабардинец. Окончил Ленинградскую консерваторию по классу И.А.Мусина в 1966, аспирантуру в 1968; в том же году стал победителем Первого Всесоюзного конкурса дирижеров. В 1965 дебютировал в ленинградском Малом театре оперы и балета.
ТЕМПЛ, ШИРЛИ
ТЕМПЛ, ШИРЛИ (Temple, Shirley) (р. 1928), американская актриса, политический деятель. Ширли Джейн Темпл родилась 23 апреля 1928 в Санта-Монике (шт. Калифорния). Снималась с трех лет.
ТЕНИРС, ДАВИД МЛАДШИЙ
ТЕНИРС, ДАВИД МЛАДШИЙ (Teniers, David) (1610–1690), фламандский художник, мастер бытового жанра.Родился в Антверпене в семье живописца Д.Тенирса Старшего. Был крещен 15 декабря 1610. Учился у отца. Жил и работал в Антверпене; с 1649 – декан местной гильдии художников. Был другом П.П.Рубенса.В раннем его творчестве проступает сильное влияние «низких» жанров А.Браувера (Музицирующие крестьяне, 1630-е годы, Старая пинакотека, Мюнхен).
ТЕНИШЕВА (ПЯТКОВСКАЯ), МАРИЯ КЛАВДИЕВНА
ТЕНИШЕВА (ПЯТКОВСКАЯ), МАРИЯ КЛАВДИЕВНА (? –1928) – княгиня, общественный деятель, коллекционер, меценат, художник-эмальер. Судьба ее блестяща и трагична: отдав России все, что у нее было, от капиталов до таланта, она умерла в забвении. Точный год рождения не известен (между 1857 и 1867), достоверной считается только число – 20 мая. Происходила она из столичных дворян, но была незаконнорожденной.
ТЕННИСОН, АЛФРЕД
ТЕННИСОН, АЛФРЕД (Tennyson, Alfred) (1809–1892), английский поэт, наиболее отчетливо выразивший воззрения и надежды викторианской эпохи. Родился 6 августа 1809 в семье Джорджа Клэйтона Теннисона, приходского священника в Сомерсби (графство Линкольншир), был четвертым ребенком в многодетной семье.
ТЕНЯКОВА (ЮРСКАЯ), НАТАЛЬЯ МАКСИМОВНА
ТЕНЯКОВА (ЮРСКАЯ), НАТАЛЬЯ МАКСИМОВНА (р.1944), российская актриса. Народная артистка России (1994). Лауреат премии «Золотая маска» (1995) – спектакль Стулья Э.Ионеско в постановке С.Юрского. Родилась 3 июля 1944 в Ленинграде. В 1961 поступила на актерский факультет Ленинградского института театра, музыки и кинематографии на курс Б.В.Зона.
ТЕОДЕРИК (ТЕОДОРИК) ИЗ ПРАГИ
ТЕОДЕРИК (ТЕОДОРИК) ИЗ ПРАГИ (Theoderich von Prag, Theodorich, также Dittrich, Detrich, Jetrich), или Мастер Теодерик (Meister Theoderich) (ум. ок. 1381), чешский художник, представитель раннего этапа Северного Возрождения.Почти никаких сведений о его жизни не сохранилось. Работал в Праге в 1340–1370-х годах при дворе императора Карла IV. Упоминается в 1348 как «первый мастер» пражского цеха художников.
ТЕОСОФИЯ
ТЕОСОФИЯ (из греч. theos, «бог» и sophia, «мудрость»), совокупность учений, предлагающих объяснение истоков и смысла жизни. Теософия включает в себя антропогенез и космогенез, рассматривая единство жизни, материальной и духовной, в категориях эволюции, подчиняющейся некоему абсолютному закону.
ТЕПЛОВ, ГРИГОРИЙ НИКОЛАЕВИЧ
ТЕПЛОВ, ГРИГОРИЙ НИКОЛАЕВИЧ (1717–1779), русский государственный деятель, мыслитель, литератор. Учился в школе Феофана Прокоповича, для продолжения учебы был отправлен в Германию. После возвращения работал переводчиком в Академии наук. В царствование Екатерины II Теплов стал статс-секретарем императрицы, в 1767 – тайным советником, а в 1775 сенатором.
ТЕРАПЕВТЫ
ТЕРАПЕВТЫ, религиозная секта 1 в. н.э., описанная в труде Филона Александрийского О созерцательной жизни (De vita contemplativa). Будучи строгими аскетами, терапевты жили уединенно, каждый в своей келье, проводя время в молитвах, размышлениях и учении. Питались они скудно и принимали пищу только вечером, после захода солнца.
ТЕРБОРХ, ГЕРАРД
ТЕРБОРХ, ГЕРАРД (Terborch, Gerard) (1617–1681), нидерландский художник, мастер бытового жанра.Родился в Зволле (провинция Оверэйссел на севере Нидерландов) в 1617 в семье живописца Г.Терборха Старшего. Судя по сохранившимся детским рисункам (1625–1626), его художественное дарование проявилось весьма рано. Сперва учился у отца, затем (1633–1635) в Харлеме у пейзажиста П.де Молейна.
ТЕРБРЮГГЕН, ХЕНДРИК
ТЕРБРЮГГЕН, ХЕНДРИК (Terbrugghen, Hendrik) (1588–1629), нидерландский художник, один из лидеров караваджизма во внеитальянской живописи.Родился, скорее всего, в Гааге в 1588. В начале 1600-х годов учился в мастерской А.Блумарта в Утрехте. Около 1605 приехал в Италию, где жил (преимущественно в Риме) вплоть до 1614. Испытал влияние Караваджо и его итальянских последователей. По возвращении на родину жил и работал Утрехте.
ТЕРЕНЦИЙ, ПУБЛИЙ ТЕРЕНЦИЙ АФР
ТЕРЕНЦИЙ, ПУБЛИЙ ТЕРЕНЦИЙ АФР (Publius Terentius Afer) (ок. 195–159 до н.э.), римский комедиограф. Родился в Карфагене, в качестве раба был привезен в Рим, а затем отпущен на свободу. Теренций сделался близким другом Сципиона Младшего, в чей кружок входили государственные деятели и литераторы, желавшие усовершенствовать латинский язык, придать ему отточенность и изящество. Шесть комедий Теренция были поставлены в 166–160.
ТЕРЕНЦИЙ, ПУБЛИЙ ТЕРЕНЦИЙ АФР
ТЕРЕНЦИЙ, ПУБЛИЙ ТЕРЕНЦИЙ АФР (Publius Terentius Afer) (ок. 195–159 до н.э.), римский комедиограф. Родился в Карфагене, в качестве раба был привезен в Рим, а затем отпущен на свободу. Теренций сделался близким другом Сципиона Младшего, в чей кружок входили государственные деятели и литераторы, желавшие усовершенствовать латинский язык, придать ему отточенность и изящество. Шесть комедий Теренция были поставлены в 166–160.
ТЕРЕХОВА, МАРГАРИТА БОРИСОВНА
ТЕРЕХОВА, МАРГАРИТА БОРИСОВНА (р. 1942), русская актриса театра и кино. Народная артистка Российской Федерации (1996). Родилась 25 августа 1942 в городе Туринске Свердловской области. В 1959–1961 училась в Ташкентском университете, после окончания в 1964 Школы-студии при Академическом театре им. Моссовета стала актрисой этого театра и работала в нем с 1964 по 1983. В 1987, после перерыва, вернулась в театр им.
ТЕРМИНЫ МУЗЫКАЛЬНЫЕ
ТЕРМИНЫ МУЗЫКАЛЬНЫЕ. Словарь содержит наиболее употребительные термины. См. также МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА; МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ; МУЗЫКИ ТЕОРИЯ.
ТЕРНЕР, ТИНА
ТЕРНЕР, ТИНА (Turner, Tina) (р. 1939), настоящие имя и фамилия – Анна-Мэй Баллок, американская рок- и поп-певица. Родилась в Натбуше (шт. Теннесси) 26 ноября 1939. Музыкальный талант Тернер проявился в раннем возрасте, когда она стала появляться в составе самодеятельных вокально-танцевальных ансамблей на местных праздниках и пикниках.
ТЕРПАНДР
ТЕРПАНДР, древнегреческий поэт и музыкант, уроженец города Антиссы на острове Лесбос, творивший в Спарте. Сведения о Терпандре скудны, однако исследователи согласны в том, что в первой половине 7 в. до н.э. он сыграл значительную роль в становлении античной музыки и греческой лирической поэзии. Терпандр развивал жанр нома, священного песнопения, исполнявшегося в честь бога под аккомпанемент лиры и флейты.
ТЕРПАНДР
ТЕРПАНДР, древнегреческий поэт и музыкант, уроженец города Антиссы на острове Лесбос, творивший в Спарте. Сведения о Терпандре скудны, однако исследователи согласны в том, что в первой половине 7 в. до н.э. он сыграл значительную роль в становлении античной музыки и греческой лирической поэзии. Терпандр развивал жанр нома, священного песнопения, исполнявшегося в честь бога под аккомпанемент лиры и флейты.
ТЕРРАКОТА
ТЕРРАКОТА (итал. terracotta, букв. «обожженная земля»). Терракотой могут называться любые изделия из глины, которую обжигают, чтобы сделать твердой и водонепроницаемой, однако этот термин чаще употребляется для обозначения архитектурного декора и скульптуры, выполненных в этом материале.
ТЕРРИ, ЭЛЛЕН
ТЕРРИ, ЭЛЛЕН (Terry, Ellen) (1847–1928), английская актриса, прославившаяся исполнением ролей в пьесах Шекспира. Полное имя – Эллен Алисия (Алис) Терри. Родилась 27 февраля 1847 в Ковентри и уже в 1856 дебютировала на лондонской сцене. В 1867 связала свою деятельность с Г.Ирвингом, в течение многих лет исполняла главные роли в его постановках в театре «Лицеум». Среди ее многочисленных друзей был Б.Шоу, с которым она долгие годы переписывалась.
ТЕРТУЛЛИАН
ТЕРТУЛЛИАН (полное имя Квинт Септим Флорент Тертуллиан) (ок. 155–245), христианский богослов, родился в Карфагене ранее 160, в семье центуриона. Успешно практиковал как юрист в Риме. Неизвестно, когда Тертуллиан обратился в христианство, однако ок. 195, уже после обращения, он возвратился в Карфаген, где ок. 200 был рукоположен в пресвитеры и где, по выражению св.
ТЕРУ, ПОЛЬ
ТЕРУ, ПОЛЬ (Theroux, Paul) (р. 1941), американский писатель и путешественник. Родился 10 апреля 1941 в Медфорде (шт. Массачусетс). После окончания Массачусетского университета в Амхерсте (степень бакалавра, 1963), вступил в Корпус мира – молодежную организацию, созданную по инициативе президента Кеннеди, в 1963 преподавал английский язык в Малави (Восточная Африка). Втянулся в политику, был обвинен в шпионаже.
ТЕСЕЙ
ТЕСЕЙ, Тезей, в греческой мифологии великий афинский герой, сын царя Афин Эгея и Айтры, дочери царя Питтея из Трезена. Тесей до юношеских лет воспитывался в Трезене, а затем отправился в Афины, взяв меч и сандалии, оставленные для него Эгеем. По пути он расправился с множеством разбойников и чудовищ; его подвиги напоминали наиболее славные подвиги Геракла.
ТЕСЕЙ
ТЕСЕЙ, Тезей, в греческой мифологии великий афинский герой, сын царя Афин Эгея и Айтры, дочери царя Питтея из Трезена. Тесей до юношеских лет воспитывался в Трезене, а затем отправился в Афины, взяв меч и сандалии, оставленные для него Эгеем. По пути он расправился с множеством разбойников и чудовищ; его подвиги напоминали наиболее славные подвиги Геракла.
ТЕФИДА
ТЕФИДА, в греческой мифологии одно из древнейших божеств, титанида, дочь Урана и Геи, супруга своего брата Океана, с которым породила огромное число речных богов и более трех тысяч нимф-океанид. Она была матерью множества речных богов и нимф-океанид. Считалось, что Тефида с Океаном обитали на краю света, и туда не раз, чтобы примирить ссорившихся супругов, отправлялась Гера, которую они по просьбе Реи приютили во время борьбы Зевса с Кроном.
ТЕФИДА
ТЕФИДА, в греческой мифологии одно из древнейших божеств, титанида, дочь Урана и Геи, супруга своего брата Океана, с которым породила огромное число речных богов и более трех тысяч нимф-океанид. Она была матерью множества речных богов и нимф-океанид. Считалось, что Тефида с Океаном обитали на краю света, и туда не раз, чтобы примирить ссорившихся супругов, отправлялась Гера, которую они по просьбе Реи приютили во время борьбы Зевса с Кроном.

Также вы можете:

Поиск по алфавиту: