Культура и Образование

ПЕВЗНЕР, АНТОН АБРАМОВИЧ
ПЕВЗНЕР, АНТОН АБРАМОВИЧ (наст. имя и отчество Натан Беркович) (1884–1962), русский художник. Старший брат скульптора Наума Габо. Родился в селе Климовичи (Могилевская губерния) 18 (30) января 1884 в семье инженера. В 1909 окончил Киевское художественное училище. В том же году поступил в петербургскую Академию художеств, но через три месяца был отчислен в силу ограничений, установленных для евреев.
ПЕВЦОВ, ИЛЛАРИОН НИКОЛАЕВИЧ
ПЕВЦОВ, ИЛЛАРИОН НИКОЛАЕВИЧ (1879–1934), русский актер, педагог. Родился 25 ноября (7 декабря) 1879 в местечке Антополь (Гродненская губерния, ныне Брестская область) в семье акцизного контролера Н.И.Певцова. По окончании Паневежского реального училища (1899) работал чертежником в лесничестве в Вильно.
ПЕГАС
ПЕГАС, в греческой мифологии крылатый конь, появившийся из капель крови тела Медузы Горгоны, убитой Персеем. Герой Беллерофонт с помощью золотой уздечки, которую ему подарила богиня Афина, изловил коня, пившего воду из источника Пирены близ Коринфа, и полетев на нем по воздуху сразился с трехголовой Химерой.
ПЕГАС
ПЕГАС, в греческой мифологии крылатый конь, появившийся из капель крови тела Медузы Горгоны, убитой Персеем. Герой Беллерофонт с помощью золотой уздечки, которую ему подарила богиня Афина, изловил коня, пившего воду из источника Пирены близ Коринфа, и полетев на нем по воздуху сразился с трехголовой Химерой.
ПЕЙ, ИО МИН
ПЕЙ, ИО МИН (Pei, Ieoh Ming) (р. 1917), американский архитектор. Родился 26 апреля 1917 в Кантоне (Китай). В 1935 уехал в США; изучал архитектуру в Массачусетском технологическом институте (МТИ) и Гарвардском университете. После двух лет преподавательской работы в Гарвардской школе дизайна стал главным архитектором компании «Уэбб энд Кнапп».
ПЕЙЗАЖ
ПЕЙЗАЖ – это слово, которое обозначает, кроме общего вида местности и описания природы в литературе, один из жанров изобразительного искусства. Тема пейзажа – местность (от фр. пейзаж – «местность», «страна»), окружающая среда, естественная или преобразованная человеком природа (земля с ее ландшафтами, видами гор, рек, полей, лесов), город и сельская местность.
ПЕЙКО, НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ
ПЕЙКО, НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ (1916–1995), русский композитор и педагог. Родился в Москве 12 (25) марта 1916. Сочинял с детства; после окончания железнодорожного училища поступил в музыкальный техникум, а затем в Московскую консерваторию, которую окончил в 1940 по классу композиции Н.Я.Мясковского.
ПЕКИН
ПЕКИН, столица Китайской Народной Республики, расположен на северо-востоке Китая, приблизительно в 160 км к северо-западу от порта Тяньцзинь. До образования народной республики в 1949 Пекин был окружен городской стеной и имел в поперечнике около 8 км. Он занимал окраинную часть сельскохозяйственной территории площадью 780 кв. км в провинции Хэбэй.
ПЕКИНПА, СЭМ
ПЕКИНПА, СЭМ (Peckinpah, Sam) (полное имя Дэвид Сэмюэл Пекинпа) (1925–1984), кинорежиссер (США).Родился 21 февраля 1925 во Фресно, Калифорния, США. Во время Второй мировой войны служил в морской пехоте. В 1950-е работал сценаристом телесериалов, в частности, в сериале-вестерне Дым из ствола, несколько эпизодов поставил как режиссер.
ПЕЛАГИАНСТВО
ПЕЛАГИАНСТВО, течение в христианстве, основанное раннехристианским автором Пелагием, утверждавшее полную свободу человеческой воли и способность человека собственными силами достичь совершенства, что приводило к отрицанию учения о первородном грехе и божественном предопределении. Пелагианские споры начала 5 в. были первым великим богословским кризисом, возникшим среди западных латиноязычных христиан.
ПЕЛЕВИН, ВИКТОР ОЛЕГОВИЧ
ПЕЛЕВИН, ВИКТОР ОЛЕГОВИЧ, Родился 22 ноября 1962 в Москве. Окончил Московский энергетический институт, служил в ВДВ. После окончания Литературного института несколько лет проработал в журнале «Наука и религия», где готовил публикации по восточному мистицизму. Первые рассказы появились в конце 1980-х в сборниках фантастики и журнале «Химия и жизнь». Дебютный сборник Синий фонарь поначалу не был замечен критикой.
ПЕЛЕЙ
ПЕЛЕЙ, в греческой мифологии сын Эака и царь мирмидонян во Фтии в Фессалии. Изгнанный со своей родной Эгины, где они вместе с братом Теламоном убили своего сводного брата, Пелей прибыл в Фессалию и принял участие в Калидонской охоте, а затем и в походе аргонавтов. С помощью кентавра Хирона Пелей добился руки Фетиды, хотя та принимала разные обличья, чтобы избежать этого союза.
ПЕЛЕЙ
ПЕЛЕЙ, в греческой мифологии сын Эака и царь мирмидонян во Фтии в Фессалии. Изгнанный со своей родной Эгины, где они вместе с братом Теламоном убили своего сводного брата, Пелей прибыл в Фессалию и принял участие в Калидонской охоте, а затем и в походе аргонавтов. С помощью кентавра Хирона Пелей добился руки Фетиды, хотя та принимала разные обличья, чтобы избежать этого союза.
ПЕЛЕШЯН, АРТУР (АРТАВАЗД) АШОТОВИЧ
ПЕЛЕШЯН, АРТУР (АРТАВАЗД) АШОТОВИЧ (р. 1938), советский режиссер и сценарист документального кино. Заслуженный деятель искусств Армянской ССР (1979). Родился 22 ноября 1938 в Ленинакане (ныне Гюмри).
ПЕЛЬТЦЕР, ТАТЬЯНА ИВАНОВНА
ПЕЛЬТЦЕР, ТАТЬЯНА ИВАНОВНА (1904–1992), русская актриса. Родилась в Москве 24 мая (6 июня) 1904. Дочь знаменитого русского актера Ивана Романовича Пельтцера, работавшего в Театре Корша, в Театре им. Моссовета, в Театре киноактера. Т.И.Пельтцер сыграла свою первую роль в десятилетнем возрасте, выступив в роли Сережи в спектакле Анна Каренина. До 1925 работала в периферийных театрах.
ПЕН-КЛУБ
ПЕН-КЛУБ (P.E.N. International), международное объединение писателей. Название составлено из первых букв английских слов Poets (поэты), Playwrights (драматурги), Essayists (эссеисты, очеркисты), Editors (редакторы) и Novelists (романисты). Целью организации является содействие творческому сотрудничеству писателей всего мира. Основан Дж. Голсуорси в 1921; правление находится в Лондоне. Членом Пен-клуба может стать любой литератор.
ПЕНДЕРЕЦКИЙ, КШИШТОФ
ПЕНДЕРЕЦКИЙ, КШИШТОФ (Penderecki, Krzysztof) (р. 1933), композитор польского музыкального авангарда. Про его музыку говорили, что она «создана не из тонов, а из звуков». Главной задачей для Пендерецкого стало расширение звуковых средств нетрадиционным путем и как следствие – достижение прямого эмоционального воздействия на слушателя.
ПЕНЕЛОПА
ПЕНЕЛОПА, в греческой мифологии дочь Икария и Перибеи, супруга Одиссея и мать Телемаха. В отсутствие Одиссея, отправившегося в странствия, ей досаждали многочисленные женихи, буйно пировавшие в доме Одиссея, однако она осталась верной мужу. Она отваживала женихов, отказываясь выбрать нового мужа под тем предлогом, что прежде должна соткать покрывало.
ПЕНЕЛОПА
ПЕНЕЛОПА, в греческой мифологии дочь Икария и Перибеи, супруга Одиссея и мать Телемаха. В отсутствие Одиссея, отправившегося в странствия, ей досаждали многочисленные женихи, буйно пировавшие в доме Одиссея, однако она осталась верной мужу. Она отваживала женихов, отказываясь выбрать нового мужа под тем предлогом, что прежде должна соткать покрывало.
ПЕНК, А.Р
ПЕНК, А.Р. (Penck, A.R.) (наст. фамилия и имя Винклер, Ральф) (р. 1939), немецкий художник, один из основоположников стиля «новых диких».Родился в Дрездене 5 октября 1939; его мать была школьной учительницей. В 1953 начал занятия живописью и графикой в местной художественной школе, однако в 1955 решил учиться на рекламного дизайнера. В итоге академического образования так и не получил.
ПЕНН, АРТУР
ПЕНН, АРТУР (Penn, Arthur) (р. 1922), североамериканский режиссер.Родился 27 сентября 1922 в Филадельфии, Пенсильвания, США. Начинал как постановщик телесериалов Телепьесы Филко и Гудиера во второй половине 1940-х на телевидении. Дебютировал в большом кино вестерном Пистолет в левой руке. Известность ему принесла драма Работающая с чудесами.
ПЕПЕЛЬНАЯ СРЕДА
ПЕПЕЛЬНАЯ СРЕДА, в Римско-католической церкви, первый день Великого поста. В этот день, в соответствии с древним обычаем, на лоб верующим освященным пеплом наносится знамение креста. Это священнодействие символизирует сердечное сокрушение и покаяние, которые требуются от христиан во время поста.
ПЕРВАЯ СТУДИЯ МОСКОВСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕАТРА
ПЕРВАЯ СТУДИЯ МОСКОВСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕАТРА, театр с особыми задачами и целями, возникла как своего рода лаборатория только что зародившейся «системы Станиславского» в 1912. Создатели Студии во главе с Л.А.Сулержицким, Б.М.Сушкевичем, Е.Б.Вахтанговым при поддержке К.С.Станиславского представляли собой «Собрание верующих в систему Станиславского».
ПЕРВОРОДНЫЙ ГРЕХ
ПЕРВОРОДНЫЙ ГРЕХ, согласно христианскому вероучению, состояние всего человеческого рода, приобретенное им в результате грехопадения Адама. Учение о прирожденной греховности, унаследованной всеми людьми от Адама, основано на рассказе о грехопадении в Книге Бытия, ряде других текстов Ветхого Завета (например, Сир 2:24) и на интерпретации этих текстов в посланиях апостола Павла (особенно Рим 5:12-21).
ПЕРГОЛЕЗИ, ДЖОВАННИ БАТТИСТА
ПЕРГОЛЕЗИ, ДЖОВАННИ БАТТИСТА (Pergolesi, Giovanni Battista) (1710–1736), итальянский композитор. Родился 4 января 1710 в Ези (провинция Анкона). Главные творческие устремления Перголезе были связаны с оперой, и его Служанка-госпожа (La serva padrona, 1733) определила форму комической оперы на период до появления произведений Россини в этом жанре.
ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ
ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ – это способность человека принять какой-нибудь новый вид, образ, превратиться в кого-нибудь или во что-нибудь. Перевоплощение следует отличать от подражания, имитации. Имитация – это только внешнее подражание – походке, жестам, интонациям голоса и т.п. Перевоплощение предполагает внутреннее подражание, внутреннее «перевоплощение», которое называют «вчувствованием», «вживанием», или эмпатией.
ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ
ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ – это способность человека принять какой-нибудь новый вид, образ, превратиться в кого-нибудь или во что-нибудь. Перевоплощение следует отличать от подражания, имитации. Имитация – это только внешнее подражание – походке, жестам, интонациям голоса и т.п. Перевоплощение предполагает внутреннее подражание, внутреннее «перевоплощение», которое называют «вчувствованием», «вживанием», или эмпатией.
ПЕРЕГОНЕЦ, АЛЕКСАНДРА ФЕДОРОВНА
ПЕРЕГОНЕЦ, АЛЕКСАНДРА ФЕДОРОВНА (1896 или 1897–1944), русская актриса. Родилась в 1896 в г. Кузнецке в обедневшей дворянской семье. Занималась в театральной секции офицерского клуба в Калуге. В 1915 окончила Петроградскую театральную школу под руководством А.П.Петровского. Учась в театральной школе, играла: Нору (Нора Ибсена), Бронку (Снег С.Пшибышевского), Аню (Вишневый сад Чехова) и др.
ПЕРЕСВЕТОВ, ИВАН СЕМЕНОВИЧ
ПЕРЕСВЕТОВ, ИВАН СЕМЕНОВИЧ – русский писатель-публицист 16 в., идеолог дворянства и «сильной власти» времен Ивана Грозного. Год и место рождения неизвестны, предположительно – выходец из русских земель, входивших в Великое Княжество Литовское.
ПЕРЕТЯТКОВИЧ, МАРИАН МАРИАНОВИЧ
ПЕРЕТЯТКОВИЧ, МАРИАН МАРИАНОВИЧ (1872–1916), русский зодчий, органично соединявший в своем творчестве черты историзма и модерна.Родился 23 августа (5 сентября) 1872 в местечке Усичи Волынской губернии. Окончил петербургский Институт гражданских инженеров (1901) и Академию художеств (1906), где учился у Л.Н.Бенуа.
ПЕРИПАТЕТИЗМ АРАБОЯЗЫЧНЫЙ
ПЕРИПАТЕТИЗМ АРАБОЯЗЫЧНЫЙ, одно из направлений средневековой арабо-исламской философии. Основные представители –ал-Кинд (800–879), ал-Фрб (870–950).
ПЕРИПТЕР
ПЕРИПТЕР (от греч. perípteros – «окруженный колоннами»), прямоугольное в плане сооружение, окруженное со всех сторон колоннадой. Парфенон, главный храм афинского Акрополя в его нынешнем виде – стоящий на трех мраморных ступенях периптер дорического ордера, имеющий по 8 колонн на торцах и по 17 по бокам.
ПЕРИСТИЛЬ
ПЕРИСТИЛЬ (от греч. perístylos – «окруженный колоннами»), открытый двор, окруженный колоннадой. В древнегреческой архитектуре перистиль известен с 4 в. до н.э., но широкое распространение получил только в эллинистическую и древнеримскую эпохи.В классическом типе наземного египетского храма (Карнакский и Луксорский храмы в Фивах) использовались перистили.
ПЕРКИНС, КАРЛ
ПЕРКИНС, КАРЛ (Perkins, Carl) (1932–1998), американский рок-певец, композитор.Родился в Типтонвилле (шт. Теннесси) 9 апреля 1932.
ПЕРЛМАН, ИЦХАК
ПЕРЛМАН, ИЦХАК (Perlman, Itzhak) (р. 1945), один из самых популярных скрипачей конца 20 в.; его игра отличается изяществом и своеобразием трактовок. Родился в Тель-Авиве 31 августа 1945; в возрасте четырех лет мальчик перенес полиомиелит, после которого у него отнялись ноги. И все же, даже не достигнув десятилетнего возраста, начал выступать с концертами по израильскому радио.
ПЕРОВ, ВАСИЛИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ
ПЕРОВ, ВАСИЛИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ (1833/1834–1882), русский художник. Родился в Тобольске 21 или 23 декабря 1833 (2 или 4 января 1834). Был незаконным сыном местного прокурора, барона Г.К.Криденера, фамилию же «Перов» дал будущему художнику в виде прозвища его учитель грамоты, заштатный дьячок. Учился в Арзамасской школе живописи (1846–1849) и Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1853–1861), где одним из его наставников был С.К.Зарянко.
ПЕРРЕ, OГЮСТ
ПЕРРЕ, OГЮСТ (Perret, Auguste) (1874–1954), французский архитектор, соединивший в своем творчестве принципы неоклассики и функционализма.Родился в Брюсселе 12 февраля 1874 в семье К.-М.Перре, выходца из Франции, строителя, основавшего свою собственную фирму. До 1901 учился в парижской Школе изящных искусств.
ПЕРРО, ЖЮЛЬ ЖОЗЕФ
ПЕРРО, ЖЮЛЬ ЖОЗЕФ (Реrrot, Jules Joseph) (1810–1892), французский артист балета, балетмейстер. Родился в Лионе 18 августа 1810. Выступал в 1820-х годах в парижских театрах «Гетé» и «Порт Сен-Мартен», брал уроки танца у знаменитого танцовщика Огюста Вестриса. Обладал поразительной легкостью и воздушностью, одновременно проявил себя как выдающийся актер.
ПЕРРО, КЛОД
ПЕРРО, КЛОД (Perrault, Claude) (1613–1688), французский ученый, архитектор и теоретик искусства, один из лидеров барочного классицизма.Родился в Париже 25 сентября 1613. Брат теоретика искусства и писателя Ш.Перро (см. ПЕРРО, ШАРЛЬ). Получив ученую степень доктора медицины (1642), работал как врач и преподавал физиологию и анатомию в Парижском университете (1650-е годы). Занимался также математикой, физикой, механикой и археологией.
ПЕРРО, ШАРЛЬ
ПЕРРО, ШАРЛЬ (Perrault, Charles) (1628–1703), французский писатель. Родился 12 января 1628 в Париже, в богатой семье.
ПЕРСЕВАЛЬ
ПЕРСЕВАЛЬ, легендарный герой Артуровских романов, в особенности сюжетов Граалевского цикла. Мать-вдова (отца убили в бою) растила его в лесу. Сын вырос добродетельным, сильным и видным собой, но не имеющим никакого представления о рыцарском искусстве. Он едет ко двору короля Артура и, совершив ряд славных подвигов, получает в награду шпоры и становится безупречным рыцарем.
ПЕРСЕЙ
ПЕРСЕЙ, в греческой мифологии аргосский герой, сын Зевса и Данаи, к которой бог проник в виде золотого дождя. Когда Персей, живший с матерью на острове Сериф, достиг юношеских лет, Полидект, царь Серифа, влюбился в Данаю и захотел избавиться от ее сына; он отправил Персея на верную гибель, поручив ему добыть голову одной из Горгон, Медузы, которая взглядом превращала в камень все живое.
ПЕРСЕЙ
ПЕРСЕЙ, в греческой мифологии аргосский герой, сын Зевса и Данаи, к которой бог проник в виде золотого дождя. Когда Персей, живший с матерью на острове Сериф, достиг юношеских лет, Полидект, царь Серифа, влюбился в Данаю и захотел избавиться от ее сына; он отправил Персея на верную гибель, поручив ему добыть голову одной из Горгон, Медузы, которая взглядом превращала в камень все живое.
ПЕРСЕФОНА
ПЕРСЕФОНА, в греческой мифологии богиня растительности и смерти, дочь богини плодородия Деметры. Плутон (Аид) пожелал взять Персефону в жены, и когда Зевс дал на это свое согласие, Плутон схватил ее и увлек в подземное царство. Деметра в поисках дочери бродила по всей земле, которая из-за этого стала бесплодной.
ПЕРСЕФОНА
ПЕРСЕФОНА, в греческой мифологии богиня растительности и смерти, дочь богини плодородия Деметры. Плутон (Аид) пожелал взять Персефону в жены, и когда Зевс дал на это свое согласие, Плутон схватил ее и увлек в подземное царство. Деметра в поисках дочери бродила по всей земле, которая из-за этого стала бесплодной.
ПЕРСИДСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
ПЕРСИДСКАЯ ЛИТЕРАТУРА – литературные произведения, написанные на языках иранской группы, древнейшая часть мирового культурного наследия. В течение «шести веков персидской поэзии» (10–15) были созданы литературные формы и жанры, составившие классический канон восточной – исламо-персидской литературы, основным языком которой стал персидский язык (фарси).
ПЕРСИЙ, АВЛ ПЕРСИЙ ФЛАКК
ПЕРСИЙ, АВЛ ПЕРСИЙ ФЛАКК (Aulus Persius Flaccus) (34–62 н.э.), римский сатирик, родился в Волатерре, в возрасте 12 лет попал в Рим. Учился у грамматика Реммия Палемона и вскоре стал членом кружка стоика Аннея Корнута. Персий был знаком с Сенекой и Луканом и состоял в родстве с Аррией, женой известного стоика Тразеи Пета.
ПЕРСОНАЖ
ПЕРСОНАЖ (франц. personnage, от лат. persona – личность, лицо, особа).Действующее лицо, герой любого художественного произведения (театра, литературы, живописи, фольклора и т.д.). Авторский персонаж, т.е. персонаж, созданный определенным автором, всегда собирателен; в нем сочетаются черты индивидуальные и типические. При этом индивидуальность каждого персонажа можно рассматривать двояко.
ПЕРСЬЕ, ШАРЛЬ
ПЕРСЬЕ, ШАРЛЬ (Percier, Charles) (1764–1838) и ФОНТЕН, ПЬЕР (Fontaine, Pierre) (1762–1853), французские архитекторы и дизайнеры, работавшие вместе и вошедшие в число основоположников стиля ампир.Персье родился в Париже 22 августа 1764 и познакомился с Фонтеном (родился в Понтуазе, Иль-де-Франс, 20 сентября 1762) в 1780, во время занятий в парижской студии А.-Ф.Пейра. В 1786–1791 изучал античность в Риме, где тогда жил и Фонтен.
ПЕРУДЖИНО, ПЬЕТРО ДИ ХРИСТОФОРО ВАНУЧЧИ
ПЕРУДЖИНО, ПЬЕТРО ДИ ХРИСТОФОРО ВАНУЧЧИ (Perugino) (ок. 1450–1523 – знаменитый итальянский живописец эпохи позднего кватроченто, учитель Рафаэля.Пьетро Вануччи родился ок. 1450 в небольшом городке Чита делла Пьеве в Умбрии, впоследствии стал гражданином Перуджи – столицы Умбрии. Отсюда произошло и прозвище художника – Перуджино.
ПЕРУЦЦИ, БАЛЬДАССАРЕ
ПЕРУЦЦИ, БАЛЬДАССАРЕ (Peruzzi, Baldassare) (1481–1536), итальянский архитектор и художник, мастер ренессансно-маньеристического зодчества и один из главных создателей техники архитектурно-иллюзионистической живописи.Был крещен в Сиене 7 марта 1481. Выдвинулся как искусный живописец (фрески капеллы Сан Джованни в Сиенском соборе, начало 16 в.).
ПЕРФОРМАНС АРТ
ПЕРФОРМАНС АРТ, искусство акций, производимых художниками перед зрителями. Акции могли иметь разные формы и обозначались по-разному (от «живописи действия» до боди арта и хэппенингов), но ко всем ним применим общий термин – перформанс. Это английское слово (в переводе – исполнение, действие, представление, спектакль) используется также и в театре, поскольку очевидно его родство с акционной деятельностью художников.
ПЕСАХ
ПЕСАХ, еврейская Пасха, праздник, упоминаемый в еврейской Библии (христианском Ветхом Завете), установлен в память исхода израильтян из Египта. Отмечается семь дней в Израиле и восемь дней в диаспоре, начало его – в канун 15 числа еврейского месяца нисан (приходится на март-апрель). Первые и последние два дня (в Израиле первый и последний день) – полностью праздничные, а в промежуточные дни разрешается работать.
ПЕСНЬ О МОЕМ СИДЕ
ПЕСНЬ О МОЕМ СИДЕ (Poema De Mio Cid), написана ок. 1140, единственная дошедшая до нас поэма испанского эпического цикла. Рассказывает о подвигах, совершенных в изгнании национальным героем Испании Родриго Диасом де Биваром (между 1026 и 1043–1099), известным по прозвищу, данному ему маврами, как Сид (араб. сеид – господин).
ПЕСНЬ О РОЛАНДЕ
ПЕСНЬ О РОЛАНДЕ (La Chanson de Roland), первая и самая совершенная из сотни с лишним старофранцузских эпических поэм, дошедших до нашего времени. Сохранилась в семи манускриптах, из которых старейший и лучший – т.н. Оксфордский список (1130–1150), но, несомненно, существовали и более ранние варианты.В Оксфордской редакции поэма состоит из строф, или лесс, неравной длины, с ассонансными рифмами.
ПЕСНЯ (РОМАНС)
ПЕСНЯ (РОМАНС). В русском языке существует принципиальное различие между терминами «песня» и «романс»: первый относится прежде всего к фольклорным жанрам, а также к разным типам их обработок и модификаций в композиторском творчестве; второй – к произведениям для голоса с аккомпанементом, преимущественно профессиональным и на профессиональные поэтические тексты, но иногда и к фольклорным (например, русский городской романс 19 в., являющийся популярной.
ПЕТИ, РОЛАН
ПЕТИ, РОЛАН (Petit, Roland) (р. 1924), французский хореограф и руководитель труппы, родился в Вильмомбле. Возглавлял несколько коллективов, в том числе «Балет Парижа» (1948), «Балет Ролана Пети» (1953) и «Национальный балет Марселя» (в 1972–1998).
ПЕТИПА, МАРИУС ИВАНОВИЧ
ПЕТИПА, МАРИУС ИВАНОВИЧ (Petipa, Marius) (1818–1910), артист балета и балетмейстер, француз по происхождению, работавший преимущественно в России, где балет второй половины 19 в. принято называть «эпохой Петипа».Родился в Марселе 27 февраля (11 марта) 1818 в семье артистов балета, учился у отца – Жана-Антуана Петипа (в начале 1830-х годов также у Огюста Вестриса).
ПЕТКЕР, БОРИС ЯКОВЛЕВИЧ
ПЕТКЕР, БОРИС ЯКОВЛЕВИЧ (1902–1983), русский актер. Родился в Харькове 15 (28) октября 1902. Учился в 1918–1919 в Харькове в драматической школе литературно-художественного кружка у Тарханова. В 1919–1920 играл в харьковской труппе Синельникова. С 1922 стал актером Театра Корш в Москве. Сыгранные им здесь роли: Таимиз в Болоте Паньоля, Бровик в Строителе Сольнесе Ибсена, Робинзон в Бесприданнице и др.
ПЕТР ЛОМБАРДСКИЙ
ПЕТР ЛОМБАРДСКИЙ (ок. 1100 – ок. 1160), средневековый богослов, епископ Парижский, известный как Magister Sententiarum (Учитель Сентенций, по названию его главного произведения), родился предположительно в Новаре (в то время в Ломбардии) ок. 1100. Обучался в Болонском, Реймсском и Парижском университетах, преподавал теологию в школе собора Нотр-Дам в Париже. Около 1158 был избран епископом Парижским. Умер Петр Ломбардский в Париже вскоре после 1160.
ПЕТР, СВ.
ПЕТР, СВ., один из 12 апостолов Иисуса Христа, называемый в Новом Завете по-разному: Симоном, Петром, Симоном Петром или Кифой. Уроженец Вифсаиды в Галилее, он был сыном Ионы и братом Андрея. Петр, как его брат и товарищи, Иаков и Иоанн (Лк 5:10), занимался рыбной ловлей, у него была своя лодка.
ПЕТРАРКА, ФРАНЧЕСКО
ПЕТРАРКА, ФРАНЧЕСКО (Petrarca, Francesco) (1304–1374) итальянский поэт, признанный литературный арбитр своего времени и предтеча европейского гуманистического движения.Родился 20 июля 1304 в Ареццо, куда в связи с политическими волнениями бежал его отец, флорентийский нотариус. Спустя семь месяцев мать увезла Франческо в Анчизу, где они оставались до 1311. В начале 1312 вся семья переехала в Авиньон (Франция).
ПЕТРЕНКО, АЛЕКСЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ
ПЕТРЕНКО, АЛЕКСЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ (р. 1938), русский актер театра и кино. Народный артист РСФСР (1988). Родился 26 марта 1938 в с. Чемер Черниговской области. Работал кузнецом в Чернигове (1955–1957). По окончании Харьковского театрального института (1961) был актером Запорожского музыкально-драматического театра им. Н.Щорса (с 1961), Донецкого русского драматического театра (с 1963), Ленинградского театра им.
ПЕТРОВ, АЛЕКСАНДР КОНСТАНТИНОВИЧ
ПЕТРОВ, АЛЕКСАНДР КОНСТАНТИНОВИЧ (р.1957), художник-постановщик, режиссер, мультипликатор. Лауреат Государственной премии России (1990, 1995). Обладатель премии «Оскар» в номинации за лучший анимационный короткометражный фильм (Старик и море, по Э.Хемингуэю, 2000). Член Международной ассоциации аниматоров АСИФА, член Американской киноакадемии, член киноакадемии «Ника», член Союза кинематографистов России.
ПЕТРОВ, ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ
ПЕТРОВ, ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ (р. 1946), русский режиссер. Родился 17 октября 1946 в Киеве. В 1972 окончил актерский факультет Киевского государственного института театрального искусства (курс Л.Олейникова) и поступил на режиссерский факультет того же института (курс В.Судьина, окончил в 1979). Одновременно работал актером в Харьковском академическом театре им. Т.Г.Шевченко.
ПЕТРОВ, НИКОЛАЙ АРНОЛЬДОВИЧ
ПЕТРОВ, НИКОЛАЙ АРНОЛЬДОВИЧ (р. 1943), русский пианист и общественный деятель.Родился в Москве 14 апреля 1943. Окончил Московскую консерваторию в 1967 по классу Я.И.Зака, в 1969 – аспирантуру. Лауреат Международного конкурса пианистов имени королевы Елизаветы в Брюсселе (1964). С 1966 – солист Московской филармонии. Основатель (1995) и президент объединения «Академия российского искусства».
ПЕТРОВ, НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ
ПЕТРОВ, НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ (1890–1964), русский режиссер, педагог. Народный артист РСФСР (1945), лауреат Государственной премии СССР (1947). Профессор ГИТИСа (1946), доктор искусствоведения. Родился 22 июня (4 июля) 1890 в Екатеринбурге в семье горного инженера. Окончил Вологодское реальное училище, в 1907 начинал актером в Вологодском драматическом театре. В 1908 поступил на курсы драмы А.Адашева, с 1909 – в группе сотрудников МХТ.
ПЕТРОВ-ВОДКИН, КУЗЬМА СЕРГЕЕВИЧ
ПЕТРОВ-ВОДКИН, КУЗЬМА СЕРГЕЕВИЧ (1878–1939), русский художник, теоретик искусства и писатель. Родился в Хвалынске (Саратовская губерния) 24 октября (5 ноября) 1878 в семье сапожника; сумел получить художественное образование при поддержке местных купцов. Учился в классах живописи и рисования Ф.Е.Бурова в Самаре (1895–1897) и Центральном училище технического рисования Штиглица в Петербурге (1895–1897).
ПЕТРОВЫХ, МАРИЯ СЕРГЕЕВНА
ПЕТРОВЫХ, МАРИЯ СЕРГЕЕВНА (1908–1979) – поэт, переводчик. Родилась 13 (26) марта в Норском Посаде под Ярославлем. Первые стихи написала в 6 лет. Впоследствии отозвалась о своем раннем опыте: «Я восприняла это как чудо, и с тех пор все началось, и мне кажется, мое отношение к возникновению стихов с тех пор не изменилось». С 15 лет посещала собрания Союза поэтов в Ярославле.
ПЕТРОНИЙ
ПЕТРОНИЙ, или Гай Петроний Арбитр (Gaius Petronius Arbiter), римский писатель-сатирик и поэт, погибший, согласно Тациту (Анналы XVI 18), в 66 н.э. В своем труде Тацит дает замечательный портрет Петрония. Здесь рассказывается, как Нерон вынудил писателя покончить с собой, принеся Петрония в жертву ревности Тигеллина, наиболее беспринципного и властного из своих советников.
ПЕТРУШЕВСКАЯ, ЛЮДМИЛА СТЕФАНОВНА
ПЕТРУШЕВСКАЯ, ЛЮДМИЛА СТЕФАНОВНА (р. 1938), русская писательница. Родилась 26 мая 1938 в Москве. Окончила Московский государственный университет, работала редактором на телевидении. В середине 1960-х годов начала писать рассказы, первый из которых, История Клариссы, был опубликован в 1972. Пьеса Уроки музыки (1973) впервые была поставлена режиссером Р.Виктюком в Студенческом театре МГУ.
ПЕТРУШКА
ПЕТРУШКА, «кличка куклы балаганной, русского шута, потешника, остряка в красном кафтане и в красном колпаке; зовут Петрушкой также весь шутовской, кукольный вертеп» (В.Даль). Петрушки известны с 17 в. Русские кукольники использовали марионеток (театр кукол на нитках) и петрушек (перчаточных кукол). До 19 в. предпочтение отдавалось Петрушке, к концу века – марионеткам, т.к. петрушечники объединились с шарманщиками.
ПЕХШТЕЙН, МАКС
ПЕХШТЕЙН, МАКС (Pechstein, Max) (1881–1955), немецкий художник, один из лидеров экспрессионизма.Родился в Эберсбахе (пригород Цвиккау) 31 декабря 1881. Приехав в Дрезден (1900), занимался в Художественно-промышленном училище (с 1902). В 1906 вошел в состав группы «Мост». Переселившись в Берлин (1908), стал членом Берлинского сецессиона, а в 1910 основал «Новый берлинский сецессион».
ПЕЧЕРИН, ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ
ПЕЧЕРИН, ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ (1807–1885), русский религиозный мыслитель, поэт. Родился 15 (27) июня 1807 в дворянской семье. Окончил в 1831 филологический факультет Петербургского университета, где специализировался по классической филологии и древним языкам. В 1833–1835 стажировался в Берлинском университете. Вернувшись в Россию, читал лекции по философии в Московском университете. В 1836 уехал за рубеж, в 1848 был лишен российского подданства.
ПЕЧЕРИН, ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ
ПЕЧЕРИН, ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ (1807–1885), русский религиозный мыслитель, поэт. Родился 15 (27) июня 1807 в дворянской семье. Окончил в 1831 филологический факультет Петербургского университета, где специализировался по классической филологии и древним языкам. В 1833–1835 стажировался в Берлинском университете. Вернувшись в Россию, читал лекции по философии в Московском университете. В 1836 уехал за рубеж, в 1848 был лишен российского подданства.

Также вы можете:

Поиск по алфавиту: