Культура и Образование

МОБИЛИ
МОБИЛИ (от лат. mobilis – подвижный, изменчивый), или кинетические объекты, жанр современной скульптуры. Мобили представляют собой объемные пространственные конструкции из дерева, камня, металла, пластмассы, проводов и многих других материалов, соединенных таким образом, что все сооружение или его части могут приводиться в движение вручную или механически, на каком-то этапе движения они могут становиться самодвижущимися.
МОДЕРЗОН-БЕККЕР, ПАУЛА
МОДЕРЗОН-БЕККЕР, ПАУЛА (Modersohn-Becker, Paula) (1876–1907), немецкая художница, провозвестница экспрессионизма. Родилась в Дрездене 8 февраля 1876 в семье инженера. Впервые начала заниматься рисованием в Бремене, куда семья переехала в 1888. Училась в частной художественной школе в Лондоне; вернувшись на родину, посещала Женскую школу искусств в Берлине (1896–1898).
МОДИЛЬЯНИ, АМЕДЕО
МОДИЛЬЯНИ, АМЕДЕО (Modigliani, Amedeo) (1884–1920), выдающийся итальянский живописец и скульптор. Родился 12 июля 1884 в Ливорно. После обучения в школе живописи в Ливорно у Г.Микели, в 1902 Модильяни поступил в Академию художеств во Флоренции, а немного позже – в Академию в Венеции.В начале 1906 он приехал в Париж, где занялся поисками современного художественного языка.
МОЗАИКА
МОЗАИКА (фр. mosaique, ит. mosaico, от лат. musivum, букв. – посвященное музам) – разновидность монументальной живописи, а также техника монументальной декорации, в которой изображение создается из мелких кубиков (тессер, от лат. tesserae) мрамора, гальки, керамической плитки, смальты (глушенного стекла) и др. на сглаженной загрунтованной поверхности пола, стен или потолка.
МОЗЕРУЭЛЛ, РОБЕРТ
МОЗЕРУЭЛЛ, РОБЕРТ (Motherwell, Robert) (1915–1991), американский художник и критик, один из лидеров абстрактного экспрессионизма.Родился в Абердине (шт. Вашингтон) 24 января 1915. Изучал философию и историю искусств в Гарвардском и Колумбийском университетах (1937–1941). Как живописец был практически самоучкой. Испытал влияние сюрреализма, в том числе картин А.Массона и Р.Матта, вместе с которым совершил поездку в Мексику (1941).
МОИСЕЕВ, ИГОРЬ АЛЕКСАНДРОВИЧ
МОИСЕЕВ, ИГОРЬ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1906–2007), русский артист балета и балетмейстер. Родился в Киеве 8 января 1906. По окончании Московского хореографического училища в 1924–1939 – артист балета Большого театра, исполнял видные партии в ряде балетов классического наследия, роль Иосифа в балете К.Я.Голейзовского Иосиф Прекрасный (музыка С.Н.Василенко), а также ведущие роли в ряде поставленных им самим балетах.
МОИСЕЙ
МОИСЕЙ (13 в. до н.э.?), в еврейской Библии, пророк, который вывел израильтян из Египта, где они пребывали в рабстве; через Моисея Бог сообщил свой Закон, содержащий условия союза-завета Бога с Израилем, заключенного на горе Синай. Моисей – ключевая фигура в книгах Исхода, Левита, Чисел и Второзакония. Часто в нем видят основателя иудаизма как религиозной системы. Имя «Моисей» (евр.
МОИСЕЙ ДЕ ЛЕОН
МОИСЕЙ ДЕ ЛЕОН (Моше Бен Шем-Тов де Леон) (1250–1305), испано-еврейский мистик, автор книги Зохар, родился в Леоне (Испания). До 1290 жил в Гвадалахаре (Кастилия), но впоследствии стал вести жизнь странника. Умер в Аревало в 1305.Моисей де Леон был плодовитым автором.
МОКЕЕВ, МИХАИЛ ДМИТРИЕВИЧ
МОКЕЕВ, МИХАИЛ ДМИТРИЕВИЧ (р. 1951), русский актер, режиссер, педагог. Родился 2 октября 1951 в Петрозаводске. В 1973 окончил физико-технический факультете Харьковского университета, работал физиком-ядерщиком в Институте физики высоких энергий в Протвино Московской области, где создал любительский театр «Зеленый гусь» (1973–1979). Параллельно учился на режиссерском факультете Театрального училища имени Б.В.Щукина.
МОКША
МОКША (санскр. – «освобождение», «избавление»), основное понятие индийской сотериологии, означающее высшую из целей человеческого существования (пурушартха), избавление индивида от всех страданий (духкха), серии безначальных перевоплощений (сансара) и механизмов «закона кармы», включая не только «вызревшие» и «вызревающие» семена прошлых действий, но и потенции их «плодоношения».
МОЛИТВА
МОЛИТВА, религиозный акт, традиционно определяемый как вознесение сердца к Богу, беседа с Богом; в узком смысле – обращение к Богу с просьбой.История молитвы связана с историей религии. Если у первобытных народов и в древних культурах молитва сочеталась с суевериями и магией, то у евреев она отличалась возвышенным пониманием единого Бога и высоким нравственным уровнем.
МОЛОХ
МОЛОХ, главное божество у западно-семитских народов, являющееся одним из воплощений Бáала, отождествляемое также с такими западно-семитскими богами, как почитаемый в Тире Мелькарт и аммонитянский Мильком.
МОЛХО, СОЛОМОН
МОЛХО, СОЛОМОН (Молхо, Шломо) (ок. 1500–1532), еврейский мистик и мессианский пророк, родился в Португалии в семье маранов (евреев, насильно обращенных в христианство) и получил имя Диогу Пириш. Воспитанный христианином, он занимал должность секретаря в королевском суде. Молхо познакомился с прибывшим в Португалию авантюристом Давидом Реубени (ок.
МОЛЬЕР (ПОКЛЕН), ЖАН-БАТИСТ
МОЛЬЕР (ПОКЛЕН), ЖАН-БАТИСТ (Molière (Poquelin) Jean-Baptiste) (1622–1673), французский поэт и актер, создатель классицистической комедии.Родился 13 января 1622 в Париже; сын Жана Поклена, придворного обойщика и королевского камердинера, и Марии, дочери частного обойщика Луи Крессе. В десятилетнем возрасте потерял мать.
МОЛЬНАР, ФЕРЕНЦ
МОЛЬНАР, ФЕРЕНЦ (Molnár Ferenc) (1878–1952), венгерский писатель. Родился 12 января 1878 в Будапеште, где жил до отъезда в США в 1940. Сын обеспеченного врача, Мольнар изучал право и получил диплом юриста, хотя юридической практикой никогда не занимался, отдав предпочтение журналистике.
МОНАРХИАНСТВО
МОНАРХИАНСТВО (от греч. monos – один, arche – начало), христианская ересь 3 в., отрицавшая троичность или триединую природу Бога и утверждавшая единственность Божественного Лица.
МОНАСТЫРСКИЙ, ПЕТР ЛЬВОВИЧ
МОНАСТЫРСКИЙ, ПЕТР ЛЬВОВИЧ (р. 1915), русский режиссер, театральный деятель. Родился в Одессе 17 июля 1915. В 1935 стал актером одесского ТЮЗа. В 1940 окончил режиссерский факультет ГИТИСа (курс профессора Б.Е.Захавы).
МОНАХОВ, НИКОЛАЙ ФЕДОРОВИЧ
МОНАХОВ, НИКОЛАЙ ФЕДОРОВИЧ (1875–1936), русский актер. Народный артист РСФСР (1932). Родился 16 (29) марта 1875 в Петербурге в многодетной рабочей семье. В 9 лет поступил в двуклассное начальное городское училище. Перешел в реальное училище и одновременно поступил певчим в хор Смольного собора. Через 2 года после исключения из училища оказался в Новгороде, где поступил в хор Софийского собора и в четырехклассное городское училище.
МОНАШЕСТВО
МОНАШЕСТВО (от греч. monachos, «одинокий», «ведущий уединенную жизнь»). В узком смысле – общинная жизнь с соблюдением обетов бедности, целомудрия и послушания в соответствии с определенным уставом и отрешенностью от мирской суеты. В широком смысле к монашествующим причисляют также отшельников, членов монашеских братств и вообще всех, кто принес монашеские обеты.Основателем христианского монашества часто считают св. Антония Великого (ок. 250 – ок.
МОНДЗИК, ЛЕШЕК
МОНДЗИК, ЛЕШЕК (Madzik Leszek) (р.1945), польский режиссер, художник, фотограф. Родился 5 февраля 1945 в Польше. В 1966 поступил на отделение истории искусств Католического Университета в Люблине и одновременно с учебой занимался живописью, которую экспонировал в университетском холле.
МОНДЗИК, ЛЕШЕК
МОНДЗИК, ЛЕШЕК (Madzik Leszek) (р.1945), польский режиссер, художник, фотограф. Родился 5 февраля 1945 в Польше. В 1966 поступил на отделение истории искусств Католического Университета в Люблине и одновременно с учебой занимался живописью, которую экспонировал в университетском холле.
МОНДРИАН, ПИТ
МОНДРИАН, ПИТ (наст. имя Питер Корнелис) (Mondrian, Mondriaan Piet) (1872–1944), голландский художник. Его картины, представляющие собой сочетания прямоугольников и линий, являются примером наиболее строгой, бескомпромиссной геометрической абстракции в современной живописи. Родился 7 марта 1872 в Амерсфорте. Его первые работы были написаны в реалистическом стиле.
МОНЕ, КЛОД ОСКАР
МОНЕ, КЛОД ОСКАР (Monet, Claude Oscar) (1840–1926), французский художник, один из основателей импрессионизма. Родился 14 ноября 1840 в Париже в семье бакалейщика. Через пять лет его семья переехала в Гавр. Около 1856 под руководством Луи Эжена Будена стал писать пейзажи на открытом воздухе. В 1859 Моне приехал в Париж, где познакомился с К.Писсарро.
МОНОЛОГ
МОНОЛОГ, литературный прием, служащий для передачи сокровенных мыслей и чувств персонажа. В драме так называют сравнительно длинную речь героя с изложением его мыслей, слишком интуитивных или опасных, чтобы сообщать их другим персонажам. В лирической поэзии монологом (или драматическим монологом) называют стихотворение, воспроизводящее речь какого-то персонажа, обращенную к подразумеваемому молчаливому слушателю.
МОНОЛОГ ДРАМАТИЧЕСКИЙ
МОНОЛОГ ДРАМАТИЧЕСКИЙ (гр. monologos, от mono – один, logos – речь), форма организации драматургического или сценического произведения. В отличие от диалога – пространная речь одного действующего лица, обращенная к партнеру, группе персонажей, к зрителям или к самому себе. Прозаические произведения по преимуществу монологичны, они представляют собой т.н. авторскую речь.
МОНОТЕИЗМ
МОНОТЕИЗМ (единобожие), система религиозных верований, основанная на представлении о едином боге. Противоположен политеизму (многобожию).
МОНОФЕЛИТСТВО И МОНОЭНЕРГИЗМ
МОНОФЕЛИТСТВО И МОНОЭНЕРГИЗМ, течения в христианстве; согласно монофелитской доктрине, в Христе пребывает одна единая богочеловеческая воля, согласно моноэнергизму – одна единая богочеловеческая энергия. Возникли в Византийской империи в первой половине 7 в.В результате христологической борьбы 5–6 вв. (см.
МОНОФИЗИТСТВО
МОНОФИЗИТСТВО (от греч. monos, один; и physis, природа), течение в раннем христианстве, основанное на вере в то, что Христос обладал только одной природой. Монофизиты признавали, что Христос, Сын Божий, воспринял человеческую природу, однако последняя была поглощена его Божественностью, так что природу Христа следует рассматривать как божественную природу, обладающую, однако, человеческими свойствами.
МОНРО, МЭРИЛИН
МОНРО, МЭРИЛИН (Monroe, Marilyn) (1926–1962), американская кинозвезда, легенда Голливуда.Монро (наст. имя – Норма Джин Мортенсон, Norma Jean Mortenson) родилась 1 июня 1926 близ Лос-Анджелеса. В годы войны, когда юная Монро работала на авиационном заводе, на нее обратил внимание армейский фоторепортер, в 1946 ее портреты появились на обложках нескольких журналов, после чего ей был предложен контракт на съемки в Голливуде.
МОНСТРАНЦИЯ
МОНСТРАНЦИЯ (лат. monstrantia), также – остенсорий (лат. ostensorium), разновидность дарохранительницы, употребляемой в Католической церкви начиная с 13 в. для поклонения Св. Дарам.
МОНТАЛЕ, ЭУДЖЕНИО
МОНТАЛЕ, ЭУДЖЕНИО (Montale, Eugenio) (1896–1981), итальянский поэт, лауреат Нобелевской премии по литературе 1975. Родился 12 октября 1896 в Генуе, где провел первые тридцать лет своей жизни, не считая периода Первой мировой войны, когда он служил офицером пехоты. Десять лет Монтале работал директором библиотеки Габинетто Вьесе во Флоренции. После Второй мировой войны стал сотрудником газеты «Коррьере делла сера» и переехал в Милан.
МОНТЕВЕРДИ, КЛАУДИО
МОНТЕВЕРДИ, КЛАУДИО (Monteverdi, Claudio) (ок. 1567–1643), итальянский композитор, автор мадригалов, опер, церковных произведений, одна из ключевых фигур эпохи, когда на смену музыкальному стилю Ренессанса приходил новый стиль барокко. Родился в семье известного врача Балдассаре Монтеверди.
МОНТЕНЬ, МИШЕЛЬ ЭЙКЕМ ДЕ
МОНТЕНЬ, МИШЕЛЬ ЭЙКЕМ ДЕ (Montaigne, Michel Eyquem de) (1533–1592), французский писатель и философ. Родился 28 февраля 1533 близ Бордо. Его отец, Пьер Эйкем, принадлежал к верхушке среднего класса. В раннем детстве Монтень воспитывался по педагогической методе отца, схожей по духу со взглядами на воспитание Ф.Рабле. Наставник мальчика не говорил по-французски и беседовал со своим подопечным только по-латыни.
МОНТЕРЛАН, АНРИ ДЕ
МОНТЕРЛАН, АНРИ ДЕ (Montherlant, Henry de) (1896–1972), французский писатель. Родился 21 апреля 1896 в Париже, в старинной аристократической католической семье. В 1916 ушел на фронт. Военные впечатления описаны в его романе Сон (Le Songe, 1922).
МОНУМЕНТАЛЬНОЙ ПРОПАГАНДЫ ПЛАН
МОНУМЕНТАЛЬНОЙ ПРОПАГАНДЫ ПЛАН, программа художественного воплощения идей революции, послужившая идейно-организационной базой для монументального искусства СССР.У истоков плана стояли В.И.Ленин и А.В.Луначарский. Его задачи были определены декретом Совнаркома (от 14 апреля 1918) о снятии памятников «царей и их слуг» и разработке монументов нового типа.
МОНФЕРРАН, ОГЮСТ
МОНФЕРРАН, ОГЮСТ (Montferrand, Auguste) (1786–1858), архитектор, чье творчество ознаменовало переход от классицизма к историзму в русском зодчестве первой половины 19 в.Родился в Шайо (предместье Парижа) 19 января 1786 в семье учителя верховой езды; дед его был инженером. Поступил в Королевскую школу архитектуры (1806), однако вынужден был несколько раз прерывать учебу ради службы в наполеоновской армии.
МООР, ДМИТРИЙ СТАХИЕВИЧ
МООР, ДМИТРИЙ СТАХИЕВИЧ (наст. фамилия Орлов) (1883–1946), русский художник, мастер графики, один из основоположников советского политического плаката.Родился в Новочеркасске 22 октября (3 ноября) 1883 в семье горного инженера. В 1898 переехал с родителями в Москву. Систематического художественного образования не получил; в 1910 посещал школу-студию П.И.Келина. Первоначально работал в Мамонтовской типографии.
МОПАССАН, АНРИ РЕНЕ АЛЬБЕР ГИ ДЕ
МОПАССАН, АНРИ РЕНЕ АЛЬБЕР ГИ ДЕ (Maupassant, Henri Rene Albert Guy de) (1850–1893), французский писатель. Родился 5 августа 1850 в Трувиль-сюр-Арке (деп. Нижняя Сена). Образование получил в руанском лицее, юность провел в Нормандии. В 1870 принял участие во франко-прусской войне. Вернувшись к гражданской жизни, поступил на службу в Морское министерство, затем в Министерство народного просвещения. В начале творческого пути испытал влияние Г.Флобера.
МОР, АНТОНИС
МОР, АНТОНИС (Mor, Anthonis) (наст. имя и фамилия Мор ван Дасхорст) (ок. 1517–1519 – ок. 1576–1577), нидерландский художник, мастер портретной живописи.Родился в Утрехте ок. 1517–1519. Учился, скорее всего, у Я.ван Скорела. Испытал заметное влияние Тициана. С 1547 состоял в антверпенской гильдии художников.
МОР, ТОМАС
МОР, ТОМАС (More, Thomas) (1478–1535), именуемый также св. Томасом Мором, английский государственный деятель, писатель и мученик, знаменитый более всего своей Утопией, в которой описано идеальное государство. Родился в Лондоне 6 февраля 1478 (возможна также дата 7 февраля 1477), его отец Джон Мор (ок. 1450–1530) был известным юристом, судьей королевской скамьи, удостоившимся дворянского титула в царствование Эдуарда IV (ум. 1483).
МОРАВИА, АЛЬБЕРТО
МОРАВИА, АЛЬБЕРТО (Moravia, Alberto) (1907–1990), литературный псевдоним Альберто Пинкерле (Pincherle), самого известного за пределами своей страны современного итальянского писателя. Родился 28 ноября 1907 в Риме. Первое же произведение Моравиа, Равнодушные (Gli indifferenti), опубликованное в 1929, через несколько лет после создания, принесло ему известность.
МОРАЛЕС, ЛУИС ДЕ
МОРАЛЕС, ЛУИС ДЕ (Morales, Luis de; по прозвищу «el Divino», «Божественный») (ок. 1520 – 1586), испанский художник, мастер религиозной живописи в ренессансно-маньеристическом духе.Родился в Бадахосе, на западе Испании ок. 1520. Учился в Севилье у нидерландского художника Питера де Кемпенира (Педро де Кампана). Работал в основном в родном городе. С 1564 постоянно получал заказы от местного епископа Х.
МОРАЛИТЕ
МОРАЛИТЕ (франц. moralité, от лат. moralis – нравственный), нравоучительное аллегорическое представление западно-европейского театра позднего Средневековья (15–16 вв.). Источником художественно-изобразительных средств моралите послужил средневековый жанр религиозно-назидательной стихотворной драмы – миракль (франц. miracle, от лат. miraculum – чудо). Наибольшее развитие миракль получил в 14 в.
МОРАЛИТЕ
МОРАЛИТЕ (франц. moralité, от лат. moralis – нравственный), нравоучительное аллегорическое представление западно-европейского театра позднего Средневековья (15–16 вв.). Источником художественно-изобразительных средств моралите послужил средневековый жанр религиозно-назидательной стихотворной драмы – миракль (франц. miracle, от лат. miraculum – чудо). Наибольшее развитие миракль получил в 14 в.
МОРАНДИ, ДЖОРДЖО
МОРАНДИ, ДЖОРДЖО (Morandi, Giorgio) (1890–1964), художник, мастер натюрмортов в духе магического реализма.Родился в Болонье 20 июля 1890 в семье торгового служащего. В 1907 начал занятия в местной Академии художеств. Решающее воздействие на него оказали репродукции работ П.Сезанна, которые он увидел в 1909.
МОРДВИНОВ, НИКОЛАЙ ДМИТРИЕВИЧ
МОРДВИНОВ, НИКОЛАЙ ДМИТРИЕВИЧ (1901–1966), русский актер. Родился в г. Ядриге Казанской губернии 2 (15) февраля 1901. В школе участвовал в драматическом кружке. С 1920 по 1923 служил в Красной Армии в Нижнем Новгороде. Был актером Первой ударной труппы Нижегородского губвоенкомата, где впервые познакомился с профессиональным театром. В 1924 поступил в московский Центральный техникум театрального искусства. Через год был признан профнепригодным.
МОРЕТТО (МОРЕТТО ДА БРЕША)
МОРЕТТО (МОРЕТТО ДА БРЕША) (Moretto da Brescia) (наст. имя и фамилия Алессандро Бонвичино) (ок.1498 – 1554), итальянский художник, представитель классицизирующего направления в искусстве 16 в., мастер религиозной картины.Родился в семье художника П.Бонвичино в Бреше (Ломбардия). Помимо родного города работал в Бергамо (1529) и Милане (1530, 1541).
МОРЗЕ, СЭМЮЭЛ ФИНЛИ БРИЗ
МОРЗЕ, СЭМЮЭЛ ФИНЛИ БРИЗ (Morse, Samuel Finley Breese) (1791–1872), американский художник и изобретатель. Родился 27 апреля 1791 в Чарлзтауне (шт. Массачусетс). Учился в Йельском университете (1807–1811), где прослушал курс лекций по новой тогда области физики – электричеству. В 1811 отправился в Англию, изучал живопись в Королевской академии художеств и в студии Б.Уэста.
МОРИАК, ФРАНСУА
МОРИАК, ФРАНСУА (Mauriac, François) (1885–1970), французский романист. Родился 11 октября 1885 в Бордо. Первый его роман, Ребенок в цепях (L"Enfant chargé de chaînes), появился в 1913.
МОРИЗО, БЕРТА МАРИ ПОЛИН
МОРИЗО, БЕРТА МАРИ ПОЛИН (Morisot, Berthe Marie Pauline) (1841–1895), французская художница, представитель импрессионизма. Берта Моризо родилась в Бурже 14 января 1841. Вначале училась у К.Коро, от которого переняла характерную манеру передачи света и трактовки пейзажа, словно подернутого дымкой.
МОРИЦ, ЮННА ПЕТРОВНА
МОРИЦ, ЮННА ПЕТРОВНА (р. 1937), русский поэт. Родилась 2 июня 1937 в Киеве. Первые стихи опубликовала в 1954, первую книгу Разговор о счастье – в 1957. В 1961 окончила Литературный институт им. А.М.Горького, из которого двумя годами раньше была исключена ввиду «нарастания вредных тенденций в ее творчестве».
МОРЛИ, ТОМАС
МОРЛИ, ТОМАС (Morley, Thomas) (1557 – ок. 1603), английский композитор. Родился в 1557. Ученик Уильяма Бёрда, получил степень бакалавра музыки в Оксфордском университете (1588), а через несколько лет стал солистом Королевской капеллы (1592). Занимал должность органиста в соборе св. Егидия, а затем в соборе св. Павла (Лондон).
МОРМОНЫ
МОРМОНЫ, члены Церкви Иисуса Христа святых наших дней, основанной Джозефом Смитом 6 апреля 1830 в Ла-Фейетте (шт. Нью-Йорк). После смерти основателя церковь на чрезвычайной конференции 8 августа 1844 в Науву (шт. Иллинойс) утвердила в качестве временно руководящего органа церковный Совет 12 апостолов, возглавлявшийся Брайямом Янгом, в дальнейшем этот орган был преобразован в Руководящий совет.
МОРО, ГЮСТАВ
МОРО, ГЮСТАВ (Moreau, Gustave) (1826–1898), французский художник и график. Родился 6 апреля 1826 в Париже. Учился в Школе изящных искусств; испытал влияние Т.Шассерио. Редко продавал свои картины, поэтому почти все его работы в настоящее время находятся в музее Моро в Париже. Его произведения, написанные на мифологические, библейские и аллегорические сюжеты, демонстрируют склонность к экзотике, таинственности и роскоши.
МОРОЗОВ, БОРИС АФАНАСЬЕВИЧ
МОРОЗОВ, БОРИС АФАНАСЬЕВИЧ (р. 1944), русский режиссер. Родился в селе Остафьево Московской области 20 ноября 1944. В 1973 окончил ГИТИС им. А.В.Луначарского по специальности режиссер драматического театра (мастерская А.А.Попова и М.М.Буткевича). По окончании института остался в творческой мастерской Центрального театра Советской Армии еще на 4 года. Режиссерскую деятельность продолжил в Московском драматическом театре им.
МОРОНИ, ДЖОВАННИ БАТТИСТА
МОРОНИ, ДЖОВАННИ БАТТИСТА (Moroni, Giovanni Battista) (ок. 1520–1524 – 1578), итальянский художник, представитель классицизирующего направления в искусстве Возрождения, мастер портрета.Родился в Альбино (Ломбардия, близ Бергамо) ок. 1520–1524. Учился в Бреше у Моретто (см. МОРЕТТО (МОРЕТТО ДА БРЕША), работал в Бреше и Тренто, а с конца 1540-х годов – в Бергамо.
МОРРИС, УИЛЬЯМ
МОРРИС, УИЛЬЯМ (Morris, William) (1834–1896), английский поэт, художник, общественный деятель. Родился 24 марта 1834 в Уолтемстоу. В феврале 1848 поступил в Мальборо-колледж, в дальнейшем намереваясь учиться в Оксфордском университете. Осведомленность в церковной архитектуре, археологии и средневековой истории на всю жизнь определила его приверженность Средневековью.
МОРРИС, УИЛЬЯМ
МОРРИС, УИЛЬЯМ (Morris, William) (1834–1896), английский поэт, художник, общественный деятель. Родился 24 марта 1834 в Уолтемстоу. В феврале 1848 поступил в Мальборо-колледж, в дальнейшем намереваясь учиться в Оксфордском университете. Осведомленность в церковной архитектуре, археологии и средневековой истории на всю жизнь определила его приверженность Средневековью.
МОРРИСОН, ТОНИ
МОРРИСОН, ТОНИ (Morrison, Toni) (р. 1931), американская писательница, лауреат Нобелевской премии по литературе (1993). Клои Энтони Уоффорд (Wofford – настоящее ее имя) родилась 18 февраля 1931 в Лорейне (шт. Огайо). Получила в 1953 степень бакалавра искусств в университете Хауарда (Вашингтон, округ Колумбия), в 1955 – степень магистра искусство в Корнеллском университете.
МОРУА, АНДРЕ
МОРУА, АНДРЕ (Maurois, André; псевд., наст. имя – Эмиль Эрзог, Herzog) (1885–1967), французский писатель, классик биографического жанра. Член Французской академии (с 1938). Родился 26 июля 1885 в Эльбефе (Нормандия). Образование получил в Руане и в Канском университете. Во время Первой мировой войны был офицером связи при командовании английских сил во Франции.
МОРФЕЙ
МОРФЕЙ, в греческой мифологии крылатое божество, бог сновидений, один из сыновей Гипноса (бога сна). Принимая разные человеческие формы (греч. morphē, «форма»), Морфей является людям во сне. Овидий, рисуя пещеру Гипсона в Киммерийской земле, среди сонма сыновей этого бога выделяет трёх: Морфея, подражающего людям, и его братьев, подражающих животным и явлениям природы.
МОРФЕЙ
МОРФЕЙ, в греческой мифологии крылатое божество, бог сновидений, один из сыновей Гипноса (бога сна). Принимая разные человеческие формы (греч. morphē, «форма»), Морфей является людям во сне. Овидий, рисуя пещеру Гипсона в Киммерийской земле, среди сонма сыновей этого бога выделяет трёх: Морфея, подражающего людям, и его братьев, подражающих животным и явлениям природы.
МОСКВИН, ИВАН МИХАЙЛОВИЧ
МОСКВИН, ИВАН МИХАЙЛОВИЧ (1874–1946) русский актер. Народный артист СССР (1936). Лауреат государственных премий СССР (1943, 1946). Родился 6 июня 1874 в Москве, с 14 лет участвовал в любительских спектаклях. В 1893 поступил в Филармоническое училище и окончил его по классу В.И.Немировича-Данченко.
МОСКОВСКИЙ ТЕАТР НА ЮГО-ЗАПАДЕ
МОСКОВСКИЙ ТЕАТР НА ЮГО-ЗАПАДЕ, возник в 1974 в поселке Востряково как коллектив актеров-любителей. Основатель и художественный руководитель театра – В.Р.Белякович. Вместе с ним у истоков студии стояли В.В.Авилов (актерского образования не имеет, заслуженный артист РФ, 1993, в театре с 1975, исполнитель главных ролей), а также О.В.Авилова, С.Р.Белякович, Н.А.Бадакова, Г.А.Галкина, В.Г.Гришечкин, Т.Н.Кудряшова, О.Н.Задорин.
МОСКОВСКИЙ ТЕАТР ЮНОГО ЗРИТЕЛЯ
МОСКОВСКИЙ ТЕАТР ЮНОГО ЗРИТЕЛЯ был создан в 1941 наряду с другими театрами страны аналогичного названия и назначения в результате слияния двух коллективов. Первый – Госцентртюз, организован в 1920 по инициативе А.В.Луначарского. Первым спектаклем стал Маугли по Р.Киплингу, в котором участвовали М.И.Бабанова, В.В.Барсова, М.И.Жаров, И.В.Ильинский.
МОСКОВСКИЙ ТЕАТР «МАСТЕРСКАЯ П.ФОМЕНКО»
МОСКОВСКИЙ ТЕАТР «МАСТЕРСКАЯ П.ФОМЕНКО» был создан в 1993 на основе актерско-режиссерского курса Российской Академии театрального искусства (РАТИ), набранного режиссером, педагогом, заслуженным деятелем искусств и народным артистом РФ П.Н.Фоменко в 1988. Художественный руководитель театра – Петр Наумович Фоменко.
МОСКОВСКИЙ ТЕАТР «У НИКИТСКИХ ВОРОТ»
МОСКОВСКИЙ ТЕАТР «У НИКИТСКИХ ВОРОТ», театр-студия, основан в 1983.Истоки театра восходят к 1958, когда молодой режиссер Марк Розовский возглавил студенческий театр МГУ «Наш дом». Коллектив существовал до 1969, позже был закрыт. Но дух студийности и тяга к смелым творческим решениям, свойственные организаторам этого театра, сохранились.
МОСКОВСКИЙ ТЕАТР «ШКОЛА ДРАМАТИЧЕСКОГО ИСКУССТВА»
МОСКОВСКИЙ ТЕАТР «ШКОЛА ДРАМАТИЧЕСКОГО ИСКУССТВА». Открылся в 1987 спектаклем А.А.Васильева Шесть персонажей в поисках автора Д.Пиранделло. Создатель театра – Васильев Анатолий Александрович, режиссер и педагог.Васильев, будучи режиссером театра на Таганке с 1982, поставил спектакли, которые стали культовыми, они отличались интересной режиссурой, тщательной работой с актерами и художником.
МОСКОВСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕАТР
МОСКОВСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕАТР, открылся 14 (26) октября 1898 премьерой Царя Федора Иоанновича А.К.Толстого. Началом Художественного театра считают встречу его основателей К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко в ресторане «Славянский базар» 19 июня 1897.
МОСКОВСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕАТР ВТОРОЙ
МОСКОВСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕАТР ВТОРОЙ (МХАТ второй, 1924–1936), русский советский театр.ИСТОКИ ТЕАТРАМосковский Художественный театр второй своим возникновением обязан Первой Студии МХТ, из недр которой он родился в 1912.
МОСКОВСКИЙ ЦИРК НА ЦВЕТНОМ БУЛЬВАРЕ
МОСКОВСКИЙ ЦИРК НА ЦВЕТНОМ БУЛЬВАРЕ – один из старейших цирков России. в. в России был временем бурного развития циркового искусства. Кроме временных цирков-шапито начали возводиться и стационарные цирковые здания, причем в Москве и Санкт-Петербурге – не по одному. Первый цирковой деревянный стационар в Москве на Петровке построил в 1853 полковник Новосильцев для выступлений своей жены-наездницы.
МОСКОВСКИЙ ЧАСТНЫЙ ТЕАТР Ф.А.КОРША
МОСКОВСКИЙ ЧАСТНЫЙ ТЕАТР Ф.А.КОРША, или Русский Драматический Театр открылся 30 августа 1882 в Москве в здании Лианозовского театра (ныне МХАТ им. Чехова). Это был первый частный театр (появился в связи с отменой монополии императорских театров) на основе Пушкинского театра или «Театра близ памятника Пушкину» под руководством актрисы Малого театра А.А.Бренко.
МОСКОВСКОЕ ВРЕМЯ
МОСКОВСКОЕ ВРЕМЯ – литературный альманах, выходивший в «самиздате» в Москве в 1970-х, а также литературный клуб (чаще используется определение «литературная группа»), созданный в 1980-х некоторыми авторами альманаха.Основные авторы альманаха и группы – поэты Сергей Гандлевский (1952), Александр Казинцев (1953), Бахыт Кенжеев (1950), Александр Сопровский (1953–1990).
МОТЕТ
МОТЕТ (англ., франц. motet). Название появляется в 13 в. и относится к вокальным произведениям, в которых мелодия григорианского хорала (тенор) полифонически соединяется с двумя другими мелодическими линиями (дуплум и триплум). Произведения такого рода стали называться мотетами, когда словесный текст (обозначаемый словом mot) начали переносить в дуплум (называемый поэтому мотетом), т.е. в голос, который ранее просто вокализировался. В 13 в.
МОТЫЛЬ, ВЛАДИМИР ЯКОВЛЕВИЧ
МОТЫЛЬ, ВЛАДИМИР ЯКОВЛЕВИЧ (р. 1927), русский кинорежиссер. Родился 26 июня 1927 в г. Лепель Витебской области (Беларусь). В 1948 окончил актерское отделение Свердловского театрального института, работал режиссером Свердловского драматического театра, актером и режиссером театров в Сталиногорске (ныне Новомосковск) Тульской области, Нижнего Тагила. С 1955 – главный режиссер Свердловского ТЮЗа.
МОХОЙ-НАДЬ, ЛАСЛО
МОХОЙ-НАДЬ, ЛАСЛО (Moholy-Nagy, László) (1895–1946), венгерский художник, работал в живописи, скульптуре, кино, фотографии, промышленном дизайне и сценографии, преподавал и писал о проблемах творчества. Мохой-Надь был одним из самых изобретательных и многопрофильных деятелей современного искусства.
МОЦАРТ, ВОЛЬФГАНГ АМАДЕЙ
МОЦАРТ, ВОЛЬФГАНГ АМАДЕЙ (Mozart, Wolfgang Amadeus) (1756–1791), европейский композитор 18 в., один из величайших музыкальных гениев человечества.ВОЛЬФГАНГ АМАДЕЙ МОЦАРТ.
МОЧАЛОВ, ПАВЕЛ СТЕПАНОВИЧ
МОЧАЛОВ, ПАВЕЛ СТЕПАНОВИЧ (1800–1848), актер Московского Малого театра, русский трагик романтического направления.Родился 3 октября 1800 в Москве. Родители сначала были актерами крепостного театра, затем отец стал премьером Московского театра и в 1806 вся семья была выкуплена на волю. Шестнадцатилетним юношей обнаружил «необыкновенный талант, бездну огня и чувства» (по словам С.Т.Аксакова).
МОШКОВСКИЙ, МОРИЦ
МОШКОВСКИЙ, МОРИЦ (Moszkowski, Moritz) (1854–1925), польский пианист и композитор. Родился 23 августа 1854 в Бреслау (ныне Вроцлав, Польша). Преподавал игру на фортепиано в Берлинской новой музыкальной академии (т.н. Академии Куллака), затем переехал в Париж (1897).
МОЭМ, УИЛЬЯМ СОМЕРСЕТ
МОЭМ, УИЛЬЯМ СОМЕРСЕТ (Maugham, William Somerset) (1874–1965), английский писатель. Родился 25 января 1874 в Париже. Его отец был там совладельцем адвокатской фирмы и юридическим атташе посольства Великобритании. Мать, известная красавица, держала салон, привлекавший многих знаменитостей из мира искусства и политики. В десять лет мальчик осиротел, и его отправили в Англию, к дяде-священнику.

Также вы можете:

Поиск по алфавиту: