Культура и Образование

АНАБАПТИЗМ
АНАБАПТИЗМ, протестантское течение, отделившееся во времена Реформации от главных течений протестантизма. Анабаптисты – перекрещенцы, создававшие добровольные религиозные сообщества на основе ревностного соблюдения новозаветных установлений. Термин употреблялся и как оскорбительное наименование всех религиозных радикалов в 16–17 вв. со стороны католиков, лютеран и реформатов в межконфессиональной полемике.
АНАКРЕОНТ
АНАКРЕОНТ (ок. 570 – ок. 485 до н.э.), древнегреческий лирический поэт, родился в Теосе, в Малой Азии, но ок. 545 до н.э. переселился вместе с согражданами в Абдеры, которые были тогда заново основаны теосцами, спасавшимися от персов. Какое-то время спустя Анакреонт получил приглашение от тирана Самоса Поликрата. Дух роскоши и веселья, который здесь царил, пришелся Анакреонту по нраву. Когда в 522 до н.э.
АНАНДА
АНАНДА (cанскp. – «счастье», «блаженство»), в индийской философии, состояние «освобожденности» в положительном смысле, противопоставляемая пониманию высшей цели в «отрицательных» терминах (например, апаварга). Дискуссии относительно характера того высшего блага, которое может быть достигнуто в результате духовной практики, велись в Индии еще в шраманскую эпоху (середина I тыс.
АНАНКЕ
АНАНКЕ, в древнегреческой мифологии богиня необходимости, неизбежности. Считается, что по оси мирового веретена, вращающегося на ее коленях, проходила Ось мира. По одной из версий, дочери Ананке – три сестры Мойры (богини человеческой судьбы): Клото (прядущая нить человеческой жизни), Лахесис (назначающая человеческий жребий), Атропос (неотвратимо обрезающая нить жизни в назначенный час).
АНАНКЕ
АНАНКЕ, в древнегреческой мифологии богиня необходимости, неизбежности. Считается, что по оси мирового веретена, вращающегося на ее коленях, проходила Ось мира. По одной из версий, дочери Ананке – три сестры Мойры (богини человеческой судьбы): Клото (прядущая нить человеческой жизни), Лахесис (назначающая человеческий жребий), Атропос (неотвратимо обрезающая нить жизни в назначенный час).
АНАНЬЕВ, АНАТОЛИЙ АНДРЕЕВИЧ
АНАНЬЕВ, АНАТОЛИЙ АНДРЕЕВИЧ (1925–2001), русский прозаик. Родился 18 июля 1925 в г.Джамбул (Аул-Ата, Казахстан). Потомственный крестьянин, сын дважды «раскулаченного»; детство и юность провел на Южном Урале. Добровольцем ушел на фронт с третьего курса сельскохозяйственного техникума. Военные впечатления отразились во многих произведениях Ананьева, в т.ч.
АНАТМАВАДА
AНАТМАВАДА (пали , санскр. – «доктрина отсутствия Атмана»), в индийской философии, отрицание Я; одно из основоположений буддизма.Учение анатмавада восходит к проповеди самого Будды (5 в. до н.э., по современной датировке).
АНАФЕМА
АНАФЕМА (греч. anathema, «возложенное на алтарь», «жертва, принесенная божеству»), этим словом в греческом переводе Ветхого Завета (Септуагинте) был передан смысл еврейского слова «хéрем», означавшего нечто отвергаемое как ненавистное Богу (Ис Нав 7). Вероятно, изменение семантики этого слова, которое стало означать «отлучение», связано с осуждением идолопоклонства.
АНГЕЛ
АНГЕЛ, сверхъестественное существо, посредник между Богом и человеком. В иудео-христианской традиции слово «ангел» указывает не на природу этого существа как чистого духа, но на его функцию или роль, так как и еврейское «мал"ах», и греческое aggelos означают просто «вестник», неважно – небесный или земной.
АНГЕЛ
АНГЕЛ, сверхъестественное существо, посредник между Богом и человеком. В иудео-христианской традиции слово «ангел» указывает не на природу этого существа как чистого духа, но на его функцию или роль, так как и еврейское «мал"ах», и греческое aggelos означают просто «вестник», неважно – небесный или земной.
АНГЛИЙСКАЯ ДРАМА
АНГЛИЙСКАЯ ДРАМА. Литературная форма английской драматургии зародилась после христианизации (7 в.) и возникновения церковной литургической драмы (9 в.). До этого времени, как и во всех странах Европы, зачатки будущей драматургии можно было обнаружить лишь в театрализованных майских играх, символизирующих победу лета над зимою, и осенних праздниках урожая.
АНГЛИЙСКАЯ ДРАМА
АНГЛИЙСКАЯ ДРАМА. Литературная форма английской драматургии зародилась после христианизации (7 в.) и возникновения церковной литургической драмы (9 в.). До этого времени, как и во всех странах Европы, зачатки будущей драматургии можно было обнаружить лишь в театрализованных майских играх, символизирующих победу лета над зимою, и осенних праздниках урожая.
АНГЛИЙСКАЯ КЕРАМИКА
АНГЛИЙСКАЯ КЕРАМИКА. Керамика (греч. keramike – гончарное искусствo, от keramos – глина) – наименование любых бытовых или художественных изделий, выполненных из глины или содержащих глину смесей, обожженных в печи или высушенных на солнце. К керамике относятся гончарные изделия, терракота, майолика, фаянс, каменная масса, фарфор.
АНГЛИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
АНГЛИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА. История английской литературы фактически включает несколько «историй» различного плана. Это литература, принадлежащая конкретным общественно-политическим эпохам в истории Англии; литература, отражающая определенные системы нравственных идеалов и философских воззрений; литература, обладающая присущим ей внутренним (формальным, языковым) единством и спецификой. В разные времена та или иная «история» выходила на первый план.
АНГЛИЙСКИЙ РОЖОК
АНГЛИЙСКИЙ РОЖОК, деревянный духовой музыкальный инструмент, который не имеет отношения ни к Англии, ни к рогу, а представляет собой альтовую разновидность семейства гобоев и звучит на квинту ниже обычного гобоя. Его ствол длиннее, чем у гобоя, и у верхнего конца соединен с маленькой чуть изогнутой металлической трубкой, на которую насаживается трость (язычок).
АНГЛИКАНСКИЕ ЦЕРКВИ
АНГЛИКАНСКИЕ ЦЕРКВИ, христианские объединения, которые находятся в евхаристическом общении с архиепископской кафедрой в Кентербери (Англия), используют единый служебник (Книгу общественного богослужения), стоят на сходных теологических позициях, придерживаются единой формы церковной организации.
АНГЛОСАКСОНСКАЯ ХРОНИКА
АНГЛОСАКСОНСКАЯ ХРОНИКА, семь взаимосвязанных рукописных книг на местных диалектах древнеанглийского языка, составленных в 9–12 вв., основной источник сведений о начальном периоде истории Англии. Возникшие в разное время и в разных местах тексты в совокупности охватывают период от начала христианского летосчисления до конца царствования последнего норманнского правителя короля Стефана (1154).
АНГОБ
АНГОБ. Покрытие из жидкой глины, нанесенное снаружи на керамический сосуд; часто в него добавляют пигмент, который после обжига определяет цвет поверхности сосуда. После просушки ангоб иногда обрабатывают лощением, а украшение сосуда иным способом производится поверх этого покрытия.
АНГРА-МАНЬЮ
АНГРА-МАНЬЮ (Анхра-Манью) – в зороастризме олицетворение злого начала и смерти, всеотрицающий дух, прародитель лжи, несправедливости и беззакония. Ему противостоит Агурамазда, олицетворение доброго начала, который в конечном счете побеждает зло.См. также ЗОРОАСТРИЗМ; ПЕРСИЯ.
АНДЕРСЕН, ГАНС-ХРИСТИАН
АНДЕРСЕН, ГАНС-ХРИСТИАН (Andersen, Hans Christian) (1805–1875), датский сказочник, автор более 400 сказок, поэт, писатель, драматург, эссеист, автор мемуарных очерков Сказка моей жизни (Mit livs eventir).Родился 2 апреля 1805 в городе Оденсе на острове Фюн. Мать была прачкой. Она мечтала, чтобы сын стал удачливым портным, и научила его шить, кроить и штопать. Отец считался невезучим сапожником и плотником.
АНДЕРСОН, МАКСУЭЛЛ
АНДЕРСОН, МАКСУЭЛЛ (Anderson, Maxwell) (1888–1959), американский драматург. Родился 15 декабря 1888 в г. Атлантик (шт. Пенсильвания). Учился в университете штата Северная Дакота и Станфордском университете; в последнем получил степень магистра.
АНДЕРСОН, МАКСУЭЛЛ
АНДЕРСОН, МАКСУЭЛЛ (Anderson, Maxwell) (1888–1959), американский драматург. Родился 15 декабря 1888 в г. Атлантик (шт. Пенсильвания). Учился в университете штата Северная Дакота и Станфордском университете; в последнем получил степень магистра.
АНДЕРСОН, ШЕРВУД
АНДЕРСОН, ШЕРВУД (Anderson, Sherwood) (1876–1941), американский писатель. Родился 13 сентября 1876 в Камдене (шт. Огайо). Во время испано-американской войны 1898 служил в армии, затем весьма успешно занимался рекламной деятельностью. В 1906 Андерсон стал главным управляющим фирмы «Юнайтед фэкториз компани» в Кливленде, специализирующейся на поставках сельскохозяйственной техники, позже открыл в Элирии (шт.
АНДЖАПАРИДЗЕ, ВЕРИКО ИВЛИАНОВНА
АНДЖАПАРИДЗЕ, ВЕРИКО ИВЛИАНОВНА (Вера), (1900–1987), грузинская советская актриса, народная артистка СССР (1950), педагог Тбилисского театрального института им. Ш.Руставели. Трижды награждалась Сталинской премией I степени (1943, 1946, 1952), четырежды орденом Ленина, трижды орденом Трудового Красного знамени, лауреат премий им.
АНДЖЕЛИКО, ФРА БЕАТО
АНДЖЕЛИКО, ФРА БЕАТО (Fra Beato Angelico) (ок. 1400–1455) – знаменитый итальянский живописец раннего Возрождения. См. также ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ.В начале 15 в. в живописи Италии были еще сильны средневековые традиции, в то же время уже начинают формироваться новые принципы Ренессанса. Во Флоренции тогда одновременно существовали мастерские как позднеготических художников, так и тех, кто переходил на ренессансные позиции.
АНДРЕЕВ, ВЛАДИМИР АЛЕКСЕЕВИЧ
АНДРЕЕВ, ВЛАДИМИР АЛЕКСЕЕВИЧ (р. 1930), русский актер, режиссер, педагог. Народный артист СССР (1985). Лауреат Государственной премии РСФСР (1980), Премии К.С.Станиславского (1993), Премии Мэрии Москвы в области литературы и искусства (2000), Магдебургской премии искусств.Родился 26 августа 1930. После окончания в 1952 ГИТИСа им. А.В.Луначарского (курс А.М.Лобанова и А.А.Гончарова) поступил в Московский театр имени М.Н.Ермоловой.
АНДРЕЕВ, ДАНИИЛ ЛЕОНИДОВИЧ
АНДРЕЕВ, ДАНИИЛ ЛЕОНИДОВИЧ (1906–1959), русский поэт, прозаик. Родился 20 октября (2 ноября) 1906 в Берлине, сын писателя Л.Н.Андреева. Мать умерла при родах, ребенка воспитывали бабушка и тетя. Атмосфера дома, в котором бывали известные писатели и деятели искусства (И.А.Бунин, М.Горький, А.Н.Скрябин, Ф.И.Шаляпин и др.), оказала существенное влияние на духовное формирование Андреева. Он рано начал писать стихи и прозу.
АНДРЕЕВ, ЛЕОНИД НИКОЛАЕВИЧ
АНДРЕЕВ, ЛЕОНИД НИКОЛАЕВИЧ (1871–1919), русский писатель. Родился 9 (21) августа 1871 в Орле в семье мелкого чиновника. Окончив местную гимназию, поступил в Санкт-Петербургский университет. Перевелся на юридический факультет Московского университета, который окончил в 1897. Сочинительством занялся еще в гимназии, но потерпел ряд неудач; устроился репортером в «Московский вестник», затем в «Курьер».
АНДРЕЕВ, НИКОЛАЙ АНДРЕЕВИЧ
АНДРЕЕВ, НИКОЛАЙ АНДРЕЕВИЧ (1873–1932), русский скульптор, художник-график. Родился в Москве 14 (26) октября 1873 в семье плотника-подрядчика. Учился в Строгановском художественно-промышленном училище (1885–1891) и Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1892–1901) у С.М.Волнухина. Испытал большое влияние последнего (а также П.П.Трубецкого). Член «Товарищества передвижников» (с 1904).
АНДРЕЕВА, МAРИЯ ФЕДОРОВНА
АНДРЕЕВА, МAРИЯ ФЕДОРОВНА (урожд. Юрковская, в первом замужестве Желябужская) (1868–1953), русская актриса. Родилась в 1868 в Петербурге в театральной семье. Отец, Ф.А.Федоров-Юрковский, был режиссером Александринского театра, где актрисами работали также ее мать и сестра. Сценическую деятельность начала в 1886 на казанской сцене в антрепризе Медведева.
АНДРЕЙ БОГОЛЮБСКИЙ, СВ.
АНДРЕЙ БОГОЛЮБСКИЙ, СВ. (ок. 1111–1174), князь Владимиро-Суздальский, сын Юрия Долгорукого, внук Владимира Мономаха.
АНДРЕЙ КРИТСКИЙ, СВ.
АНДРЕЙ КРИТСКИЙ, СВ. (ок. 660–740), византийский проповедник и поэт, создатель нового жанра литургической гимнографии – канона.Родился в Дамаске ок. 660. Восьми лет был отдан в церковную школу, а в 14 лет стал монахом в монастыре Св. Саввы в Иерусалиме. Принятие монашества позволило Андрею продолжить свое образование, а впоследствии сделать карьеру.
АНДРЕЙ КРИТСКИЙ, СВ.
АНДРЕЙ КРИТСКИЙ, СВ. (ок. 660–740), византийский проповедник и поэт, создатель нового жанра литургической гимнографии – канона.Родился в Дамаске ок. 660. Восьми лет был отдан в церковную школу, а в 14 лет стал монахом в монастыре Св. Саввы в Иерусалиме. Принятие монашества позволило Андрею продолжить свое образование, а впоследствии сделать карьеру.
АНДРЕЙ РУБЛЕВ, СВ.
АНДРЕЙ РУБЛЕВ, СВ. (ум. 1430), преподобный, наиболее известный из художников русского Средневековья, чье имя стало олицетворением древнерусского искусства.О жизни его сохранилось крайне мало сведений. Неизвестно, где и когда он родился. Вероятно, Андрей Рублев жил в Троицком монастыре при Никоне Радонежском, который стал игуменом после смерти Сергия Радонежского (1392); здесь же, скорее всего, он и был пострижен в монахи.
АНДРЕЙ, СВ.
АНДРЕЙ, СВ. (ум. ок. 60 н.э.), один из двенадцати апостолов, учеников Иисуса Христа. Проповедовал Царство Божье жителям Каппадокии, Галатии и Вифинии, кочевникам скифских степей, народам Фракии, Македонии, Фессалии и Ахай. Претерпел мученическую смерть ради Христа.Согласно евангельскому рассказу, Андрей происходил из Вифсаиды, рыбацкой деревни на северо-западном побережье Галилейского моря (Ин 1:44).
АНДРЕЙЧЕНКО, НАТАЛЬЯ ЭДУАРДОВНА
АНДРЕЙЧЕНКО, НАТАЛЬЯ ЭДУАРДОВНА (р. 1956), русская актриса кино и театра. Заслуженная артистка РСФСР (1984). Родилась 3 мая 1956 в Москве. В 1977 окончила ВГИК (мастерская С.Бондарчука и И.Скобцевой). Сниматься начала в студенческие годы (От зари до зари, 1975). Наиболее интересные работы тех лет – большая роль Танюши в Степановой памятке (1976, реж. К.Ершов) и крошечный эпизод («девка на возу») в Степи (1977, реж. С.Бондарчук).
АНДРИЧ, ИВО
АНДРИЧ, ИВО (Andric, Ivo) (1892–1975), югославский прозаик и поэт, лауреат Нобелевской премии по литературе 1961.Родился 10 октября 1892 в деревне Долак в Боснии. Отец, ремесленник, умер, когда сыну было три года. Получил строгое католическое воспитание. С раннего детства жил в стране, где мог наблюдать смешение культур различных народностей, населявших Боснию, – от турок-мусульман до католиков и православных. Будучи в 19 в.
АНДРОВСКАЯ, OЛЬГA НИКОЛАEВНA
АНДРОВСКАЯ, OЛЬГA НИКОЛАEВНA (наст. фамилия – Шульц) (1897–1975), русская актриса. Народная артистка СССР (1948). Родилась 9 (21) июля 1897 в Москве в семье юриста. Училась на Высших юридических курсах в Москве, выступала на сцене как любительница. Профессиональную театральную карьеру начала в 1918 под руководством Н.M.Радина в театре Корша, одновременно участвовала в Шаляпинской студии. С 1919 – во 2-й Студии Художественного театра.
АНДРОМАХА
АНДРОМАХА, в греческой мифологии, дочь Ээтиона, царя киликийских Фив, супруга Гектора и мать Астианакта, или Скамандрия. В ходе Троянской войны ее отец, братья и муж были убиты Ахиллом, а после взятия Трои ее сын был сброшен с городской стены. По жребию Андромаха досталась в качестве пленницы Неоптолему (Пирру), сыну Ахилла, и отправилась с ним в Эпир. После гибели Неоптолема вышла замуж за Елена, брата Гектора.
АНДРОМАХА
АНДРОМАХА, в греческой мифологии, дочь Ээтиона, царя киликийских Фив, супруга Гектора и мать Астианакта, или Скамандрия. В ходе Троянской войны ее отец, братья и муж были убиты Ахиллом, а после взятия Трои ее сын был сброшен с городской стены. По жребию Андромаха досталась в качестве пленницы Неоптолему (Пирру), сыну Ахилла, и отправилась с ним в Эпир. После гибели Неоптолема вышла замуж за Елена, брата Гектора.
АНДРОНОВ, НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ
АНДРОНОВ, НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ (1929–1998), русский художник, мастер живописи, представитель «сурового стиля».Родился в Москве 30 апреля 1929 в семье ученого-медика. В 1943–1948 учился в Московской средней художественной школе, затем поступил в Институт имени И.Е.Репина в Ленинграде. Вернувшись в Москву, продолжал обучение в Институте имени В.И.Сурикова (1952–1954).
АНДРОСОВ, МИХАИЛ ТИМОФЕЕВИЧ
АНДРОСОВ, МИХАИЛ ТИМОФЕЕВИЧ (1916–1998), русский артист. Родился 11 (24) января 1916 в Петрограде. Учился в Техникуме сценического искусства при Большом драматическом театре в Ленинграде. Профессиональную сценическую деятельность начал в 1934 в Музыкально-драматическом театре г.Константиновка в Донбассе. В 1935–1936 работал в Театре транспорта (Ленинград), в 1936–1937 в Ленинградском драматическом театре.
АНДСКИЙ ХРИСТОС
АНДСКИЙ ХРИСТОС, монумент, воздвигнутый в память заключенного в 1902 между Аргентиной и Чили мирного договора, который завершил споры о границе между обоими государствами. Массивная статуя Христа возвышается в Андах, недалеко от горной вершины Успаллата-Пас, на линии границы, разделяющей Чили и Аргентину. Идею создания этого памятника выдвинули сеньора Анхела де Оливейра Сесар де Коста и епископ Беневенте.
АНЖЕЛУ, МАЙЯ
АНЖЕЛУ, МАЙЯ (Angelou, Maya) (р. 1928), афро-американская писательница. Проявила себя как поэт, историк, автор песен, драматург, преподаватель, танцовщица, продюсер фильмов и спектаклей, режиссер, актриса, певица. Активист правозащитного движения. Родилась 4 апреля 1928 в г.Сент-Луисе (шт. Миссури). Работала поваром, трамвайным кондуктором, барменшей, танцовщицей.Голос Анжелу мощно звучит в современной литературе. Ее называют женщиной ренессансного типа.
АНИКУШИН, МИХАИЛ КОНСТАНТИНОВИЧ
АНИКУШИН, МИХАИЛ КОНСТАНТИНОВИЧ (1917–1997), художник, мастер скульптуры, один из лидеров традиционализма в русской школе ваяния.Родился в Москве 19 сентября (2 октября) 1917 в семье рабочего-паркетчика. Учился в Академии художеств (Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры (ЛИНЖАС); 1937–1941, 1945–1947), где его наставниками были В.А.Синайский и А.Т.Матвеев. Участник Второй мировой войны (1941–1944).
АНИМАЦИЯ
АНИМАЦИЯ, вид синтетического искусства. Технологически его суть сводится к тому, что последовательный ряд неподвижных изображений методом покадровой съемки фиксируется на кинопленке, и проекция этих изображений на экран со скоростью 24 кадра (во времена немого кино – 16 кадров) в секунду создает иллюзию движения.
АНИМИЗМ
АНИМИЗМ (от лат. anima – душа) – вера в духов (душу) как причину жизни и явлений природы; низшая ступень религиозного развития, выражающаяся в одухотворении явлений природы.В метафизическом смысле анимизм представляет собой мировоззрение, согласно которому душа является основным принципом жизни. Встречается у Аристотеля и у стоиков; особенное развитие получило в эпоху Возрождения в учении о мировой душе.
АНИСФЕЛЬД, БОРИС ИЗРАИЛЕВИЧ
АНИСФЕЛЬД, БОРИС ИЗРАИЛЕВИЧ (наст. имя Бер Срулевич) (1878–1973), русский художник, сценограф.Родился в местечке Бельцы (Бессарабская губерния) 2 (14) октября 1878. Учился в Одесской рисовальной школе у Г.А.Ладыженского и К.К.Костанди (1895–1900). Занимался также в петербургской Академии художеств (1901–1909), в мастерских И.Е.Репина и Д.Н.Кардовского.
АНКА, ПОЛ
АНКА, ПОЛ (Anka, Paul) (р. 1941), американский поп-певец, композитор. Родился в Оттаве (Канада) 30 июля 1941. В 10 лет начал выступать на публике, мечтал о карьере в шоу-бизнесе. В 1956, уехав на летние заработки в Калифорнию, Анка записал свой первый сингл. Пластинка так и осталась незамеченной, но юный певец верил в свою звезду.
АННА КОМНИНА
АННА КОМНИНА (1083 – ок. 1148), византийская принцесса и писательница. Анна, дочь императора Алексея I Комнина и Ирины, родилась 1 декабря 1083. Получила хорошее образование, изучала историю, философию и математику. В 14 лет вышла замуж за Никифора Вриенния, отпрыска другой знатной семьи. Вместе с матерью Анна пыталась убедить отца завещать престол Никифору, лишив прав престолонаследия его собственного сына Иоанна II.
АННЕНКОВ, НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ
АННЕНКОВ, НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1899–1999), русский актер. Настоящая фамилия Кокин. Народный артист СССР (1960), лауреат Государственных премий СССР (1948, 1949) и РСФСР (1947), Герой Социалистического труда (1990). Академик Международной академии театра (1999).Родился 21 сентября 1899 в с. Калугино Инжавинского района Тамбовской области. В 1910 поступил в реальное училище в Тамбове.
АННЕНКОВ, ЮРИЙ ПАВЛОВИЧ
АННЕНКОВ, ЮРИЙ ПАВЛОВИЧ (1889–1974), русский художник, деятель театра и кино, литератор, выдающийся представитель русско-французского модерна и авангарда. Родился в Петропавловске-Камчатском (по другим данным – в казахстанском Петропавловске) 11 (23) июля 1889 в семье народовольца П.С.Анненкова, отправленного в ссылку за соучастие в убийстве Александра II. В 1892 семья вернулась в Петербург.
АННЕНКОВ, ЮРИЙ ПАВЛОВИЧ
АННЕНКОВ, ЮРИЙ ПАВЛОВИЧ (1889–1974), русский художник, деятель театра и кино, литератор, выдающийся представитель русско-французского модерна и авангарда. Родился в Петропавловске-Камчатском (по другим данным – в казахстанском Петропавловске) 11 (23) июля 1889 в семье народовольца П.С.Анненкова, отправленного в ссылку за соучастие в убийстве Александра II. В 1892 семья вернулась в Петербург.
АННЕНСКИЙ, ИННОКЕНТИЙ ФЕДОРОВИЧ
АННЕНСКИЙ, ИННОКЕНТИЙ ФЕДОРОВИЧ (1855–1909), русский поэт, драматург, литературный критик. Родился 20 августа (1 сентября) 1855 в Омске. Учился в нескольких петербургских гимназиях. Однако в связи с материальным положением семьи Анненскому пришлось доучиваться на дому и экстерном сдавать экзамены на аттестат зрелости.
АНОСОВ, НИКОЛАЙ ПАВЛОВИЧ
АНОСОВ, НИКОЛАЙ ПАВЛОВИЧ (1900–1962), русский дирижер, педагог. Родился в Борисоглебске (Тамбовская губерния) 5 (17) февраля 1900 в семье управляющего отделением Волжско-Камского банка. Получил домашнее музыкальное образование. По окончании Александровской казенной гимназии в Борисоглебске в 1918 поступил в Петровско-Разумовскую сельскохозяйственную академию в Москве.
АНСАМБЛЬ
АНСАМБЛЬ (от франц. ensemble – вместе), 1) сочетание голосов или инструментов (антоним – соло). К ансамблю относят немногочисленные составы, в которых каждую партию исполняет один музыкант, т.н. камерные ансамбли – дуэт, трио, квартет и др. Существуют установившиеся инструментальные составы: фортепианный дуэт, струнный квартет, квинтет духовых инструментов и др.
АНСАМБЛЬ АКТЕРСКИЙ
АНСАМБЛЬ АКТЕРСКИЙ (франц. ensemble, буквально – «вместе», единство, созвучие), в театральном спектакле стройность и эстетическая согласованность игры актеров. В ансамбле проявляется основная природа сценического действия как искусства синтетического и коллективного.
АНСЕЛЬМ КЕНТЕРБЕРИЙСКИЙ, СВ.
АНСЕЛЬМ КЕНТЕРБЕРИЙСКИЙ, СВ. (ок. 1033–1109), учитель церкви и архиепископ Кентерберийский. Родился в Аосте (Пьемонт, Италия) в знатной ломбардской семье. Вынужденный уйти из дома, поступил в известный монастырь в Беке (Нормандия), где в 1060 принял монашеский постриг, а в 1063 стал преемником своего учителя Ланфранка в звании приора.
АНТАХКАРАНА
АНТАХКАРАНА (санскр. – «внутренний инструментарий»), в индийской философии, единство ментальных способностей, признаваемое в системах санкхьи и веданты, отличных от духовного начала и от 10 индрий – способностей восприятия и действия. В Санкхья-карике Ишваркаришны (4–5 вв.) антахкарана включает три компонента (продукты первоматерии Пракрити) в иерархической последовательности.
АНТАХКАРАНА
АНТАХКАРАНА (санскр. – «внутренний инструментарий»), в индийской философии, единство ментальных способностей, признаваемое в системах санкхьи и веданты, отличных от духовного начала и от 10 индрий – способностей восприятия и действия. В Санкхья-карике Ишваркаришны (4–5 вв.) антахкарана включает три компонента (продукты первоматерии Пракрити) в иерархической последовательности.
АНТЕЙ
АНТЕЙ, в древнегреческой мифологии - могучий великан, обитавший в Ливии, сын Посейдона и Геи (Земли). В Ливии он уничтожал чужеземцев, приходивших в эту страну, вызывая их на бой. Славился неуязвимостью до тех пор, пока прикасался к матери-земле. Боровшийся с ним Геракл догадался, что Антей восстанавливает силы, припадая к земле, и задушил его, оторвав от земли. Миф об Антее отражал борьбу героев с миром хтонических чудовищ.
АНТЕЙ
АНТЕЙ, в древнегреческой мифологии - могучий великан, обитавший в Ливии, сын Посейдона и Геи (Земли). В Ливии он уничтожал чужеземцев, приходивших в эту страну, вызывая их на бой. Славился неуязвимостью до тех пор, пока прикасался к матери-земле. Боровшийся с ним Геракл догадался, что Антей восстанавливает силы, припадая к земле, и задушил его, оторвав от земли. Миф об Антее отражал борьбу героев с миром хтонических чудовищ.
АНТИНОМИЗМ
АНТИНОМИЗМ, от греч. anti, «против», и nomos, «закон». Антиномизм всегда был важной тенденцией христианской мысли. Еще апостол Павел утверждал, что «человек оправдывается верою, независимо от дел закона» (Рим 3:28) и что «если законом оправдание, то Христос напрасно умер» (Гал 2:21). Под «законом» в данном случае понимаются заповеди и установления, содержащиеся в Торе, пяти первых книгах Библии.
АНТИХРИСТ
АНТИХРИСТ, антагонист Христа, узурпирующий его имя или права. В Новом Завете термин «антихрист» встречается только у Иоанна (1 Ин 2:18, 22; 4:3; 2 Ин 7), однако сама идея антихриста присутствует в евангельских упоминаниях о лжехристах (Мф 24:5, 23, 24; Мк 13:21, 22), в упоминании апостола Павла о «человеке греха» и «сыне погибели» (2 Фес 2:3) и в намеках на «зверя» в Апокалипсисе (Откр 11:7; 13; 17:8 слл.).
АНТОКОЛЬСКИЙ, МАРК МАТВЕЕВИЧ
АНТОКОЛЬСКИЙ, МАРК МАТВЕЕВИЧ (наст. имя Мордух Матысович) (1843–1902), русский художник. Родился в Вильно 21 октября (2 ноября) 1843. Учился в петербургской Академии художеств (1862–1868) у Н.С.Пименова и др. Жил в Петербурге, с 1871 в Италии, с 1877 в Париже. Принимал активное участие в выставках «Товарищества передвижников».
АНТОКОЛЬСКИЙ, ПАВЕЛ ГРИГОРЬЕВИЧ
АНТОКОЛЬСКИЙ, ПАВЕЛ ГРИГОРЬЕВИЧ (1896–1978), русский поэт, переводчик, эссеист. Родился 19 июня (1 июля) 1896 в Санкт-Петербурге в семье адвоката. С детства увлекался рисованием, впоследствии оформил некоторые свои книги. В 1904 семья переехала в Москву, где в 1914 Антокольский окончил гимназию, затем посещал лекции в университете им. А.Л.Шанявского, поступил на юридический факультет Московского университета (курса не окончил).
АНТОНЕЛЛО ДА МЕССИНА
АНТОНЕЛЛО ДА МЕССИНА (Antonello da Messina) (ок. 1430–1479), итальянский художник, сицилиец по происхождению, творчество которого оказало существенное влияние на развитие живописи Раннего Возрождения.Многие сведения о жизни Антонелло утрачены, сомнительны или спорны.
АНТОНИЙ
АНТОНИЙ (в миру Алексей Павлович Храповицкий) (1863–1936), митрополит Киевский и Галицкий, церковный деятель, писатель и публицист, один из самых известных православных иерархов России (а затем – русской диаспоры); непримиримый противник советской власти.Родился в селе Ватагине Новгородской губернии 17 марта 1863, в семье помещика, отставного генерала. Уже в юности испытал глубокое влияние религиозного славянофильства.
АНТОНИЙ ВЕЛИКИЙ, СВ.
АНТОНИЙ ВЕЛИКИЙ, СВ. (ок. 251 – ок. 356), также Авва Антоний, Антоний Египетский, основатель первых монашеских общин. Родился ок. 251, происходил из знатного египетского рода. Говорил только на коптском языке и всю жизнь прожил в родной стране, где скончался ок. 356.Антонию не было и 20 лет, когда его родители умерли, оставив ему значительное состояние и поручив его заботам младшую сестру.
АНТОНИЙ ПЕЧЕРСКИЙ, СВ.
АНТОНИЙ ПЕЧЕРСКИЙ, СВ. (в миру Антипа) (11 в.), преподобный, основатель Киево-Печерского монастыря; вошел в православную традицию как «начальник (или «первоначальник») всех русских монахов».Родился в Любече (ныне Репкинский район Черниговской области, Украина). Стал монахом на Афоне; жил там отшельником в пещере близ Есфигменской обители, где и принял монашеский постриг.
АНТОНИН ПИЙ
АНТОНИН ПИЙ (Antoninus Pius) (86–161), римский император. Полное имя Тит Аврелий Фульв Бойоний Аррий Антонин, именование Пий (благочестивый) было получено за преданность своему приемному отцу, императору Адриану. Антонин сделал успешную карьеру сенатора, достиг консульства в 120 и стал доверенным лицом императора Адриана, который усыновил его в 138 (незадолго до смерти).
АНТОНИОНИ, МИКЕЛАНДЖЕЛО
АНТОНИОНИ, МИКЕЛАНДЖЕЛО (Antonioni, Michelangelo) (р. 1912) – итальянский кинорежиссер, сценарист. Родился 29 сентября 1912 в Ферраре, в 1935 окончил году Высшую школу экономики и коммерции Болонского университета, работал в банке.
АНТОНОВ, СЕРГЕЙ ПЕТРОВИЧ
АНТОНОВ, СЕРГЕЙ ПЕТРОВИЧ (1915–1995), русский советский прозаик, киносценарист. Родился 3 (16) мая 1915 в Петрограде в семье инженера-путейца, в детстве много ездил по Югу России, Уралу, Поволжью и Средней Азии. После школы работал разнорабочим на стройках. Окончил Ленинградский автодорожный институт (1938), был инженером-строителем, преподавателем техникума.
АНТОНОВИЧ, МАКСИМ АЛЕКСЕЕВИЧ
АНТОНОВИЧ, МАКСИМ АЛЕКСЕЕВИЧ (1835–1918), русский публицист, литературный критик, философ-материалист. Родился 27 апреля (9 мая) 1835 в г.Белополье Харьковской губернии. Сын дьячка. Очень рано потерял родителей и остался круглым сиротой. Окончил духовное училище, а затем Харьковскую семинарию (1855). В 1859 Антонович заканчивает Петербургскую духовную академию и становится кандидатом богословия.
АНТРАКТ
АНТРАКТ (франц. entracte, от entre – между и acte – действие). В зрелищных искусствах термин имеет два значения.Первое: перерыв между действиями, актами театрального спектакля, отделениями концерта, эстрадного или циркового представления. Предназначен для двух целей: отдыха актера и зрителей, и перемены декораций, а также, при необходимости, смены костюмов и грима актеров.
АНТРОПОВ, АЛЕКСЕЙ ПЕТРОВИЧ
АНТРОПОВ, АЛЕКСЕЙ ПЕТРОВИЧ (1716–1795), русский художник, живописец-портретист. Родился в Петербурге 14 (25) марта 1716 в семье слесарного мастера Оружейного двора. В 1732 был зачислен в Канцелярию от строений, где учился у А.Матвеева. С 1739 работал там же в «живописной команде» под руководством И.Я.Вишнякова.
АНТЫ
АНТЫ (от лат. antae), выступы продольных стен здания, расположенные по бокам от входа. В древнегреческих храмах, получивших название «храмы в антах», между выступами стен ставили колонны портика. Примером здания этого типа может служить сокровищница Афинян в Дельфах. Здание было возведено ок. 510 до н.э. Это дорическое здание с двумя колоннами на фасаде и со скульптурным фризом, изображающим легендарные подвиги Геракла и Тесея.
АНУ, АН
АНУ, АН – бог неба в шумеро-аккадской мифологии. Другое его именование «отец богов». Он считался покровителем и главным божеством города Урука. Ану представлялся обычно нейтральным по отношению к людям, но нередко мог быть и враждебным.См. также МЕСОПОТАМИЯ.
АНУБИС
АНУБИС, древнеегипетский бог загробного мира. В ранний период развития египетской религии это – шакалообразное божество, пожирающее умерших. Позже Анубис сохранил лишь отдельные черты, выдававшие его животное происхождение. Будучи богом некрополя Сиута (Ликополя), Анубис занимал подчиненное положение по отношению к главному богу этого города Упуату («Открывателю пути») – солнечному божеству, имевшему облик волка.
АНУЙ, ЖАН
АНУЙ, ЖАН (Anouilh, Jean) (1910–1987), французский драматург, сценарист, режиссер. Один из создателей т.н. интеллектуальной драмы. Вошел во французскую литературу одновременно с такими писателями-интеллектуалами, как Жан Жироду и Жан-Поль Сартр, но в отличие от них, с начала 1930-х целиком посвятил себя театру.Родился 23 июня 1910 в Бордо, в семье портного и скрипачки.
АНУЙ, ЖАН
АНУЙ, ЖАН (Anouilh, Jean) (1910–1987), французский драматург, сценарист, режиссер. Один из создателей т.н. интеллектуальной драмы. Вошел во французскую литературу одновременно с такими писателями-интеллектуалами, как Жан Жироду и Жан-Поль Сартр, но в отличие от них, с начала 1930-х целиком посвятил себя театру.Родился 23 июня 1910 в Бордо, в семье портного и скрипачки.

Также вы можете:

Поиск по алфавиту: