Культура и Образование

АМАДУ, ЖОРЖИ
АМАДУ, ЖОРЖИ (Amado, Jorge) (1912–2001), бразильский писатель. Его романы переведены почти на 50 языков мира, неоднократно экранизировались, легли в основу театральных и радиоспектаклей, песен и даже комиксов.Родился 10 августа 1912 в Ильеусе (шт. Баия), сын мелкого плантатора. Писать начал с 14 лет.
АМАЗОНКИ
АМАЗОНКИ, в греческой мифологии, племя женщин-воительниц, обитавшее на краю ойкумены (обитаемого мира). Согласно древней этимологии, название племени означало «лишенные груди», поскольку по одному из преданий амазонки отрезали себе правую грудь, чтобы было удобнее стрелять из лука. В произведениях искусства это увечье никогда не отображалось. Считается, что один из подвигов Геракла заключался в том, чтобы добыть пояс царицы амазонок Ипполиты.
АМАЗОНКИ
АМАЗОНКИ, в греческой мифологии, племя женщин-воительниц, обитавшее на краю ойкумены (обитаемого мира). Согласно древней этимологии, название племени означало «лишенные груди», поскольку по одному из преданий амазонки отрезали себе правую грудь, чтобы было удобнее стрелять из лука. В произведениях искусства это увечье никогда не отображалось. Считается, что один из подвигов Геракла заключался в том, чтобы добыть пояс царицы амазонок Ипполиты.
АМАТИ
АМАТИ (Amati), семья итальянских мастеров смычковых инструментов из Кремоны (ок. 1520–1740).Андреа (ок. 1520 – ок. 1580) – основатель династии. Его учителя неизвестны; современниками Андреа были два знаменитых мастера из Брешии, соперничающей с Кремоной: Гаспаро да Сало и Джованни Маджини. Эти трое мастеров считаются создателями первых скрипок современного типа.
АМБРОЗИЯ
АМБРОЗИЯ, в  греческой мифологии – пища и благовонное притирание олимпийских богов. Считалось, что амброзия поддерживает их бессмертие и вечную юность; таким же действием обладал нектар, напиток богов.
АМБРОЗИЯ
АМБРОЗИЯ, в  греческой мифологии – пища и благовонное притирание олимпийских богов. Считалось, что амброзия поддерживает их бессмертие и вечную юность; таким же действием обладал нектар, напиток богов.
АМВРОСИЙ
АМВРОСИЙ (15 в.), русский художник, выдающийся мастер древнерусского ювелирного искусства и резьбы по дереву. Происходил, вероятно, из дворянского рода Кучецких. Его жизнь и деятельность всецело связаны с Троице-Сергиевым монастырем, иноком которого он был, скончавшись там в должности казначея ок. 1494.
АМВРОСИЙ, СВ.
АМВРОСИЙ, СВ. (ок. 333–397), епископ Медиоланский, первый из великих западных учителей церкви, родился предположительно в Трире, в семье христианина Амвросия, префекта претория Галлии. После смерти отца получил в Риме солидное образование, изучал право, некоторое время практиковал и ок. 370 начал административную карьеру. В 373 стал наместником Лигурии и Эмилии с резиденцией в Медиолане (современный Милан).
АМЕРИКАНСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ
АМЕРИКАНСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ. Колониальная американская драматургия была почти полностью подражательной, в качестве образцов она использовала античную драму и т.н. образцовую (standard) английскую пьесу. В 1787 была поставлена пьеса Р.Тайлера Контраст (The Contrast), которую традиционно считают первой национальной комедией, однако только с появлением в конце 18 в. пьес У.Данлепа можно говорить о рождении национальной драматургии.
АМЕРИКАНСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ
АМЕРИКАНСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ. Колониальная американская драматургия была почти полностью подражательной, в качестве образцов она использовала античную драму и т.н. образцовую (standard) английскую пьесу. В 1787 была поставлена пьеса Р.Тайлера Контраст (The Contrast), которую традиционно считают первой национальной комедией, однако только с появлением в конце 18 в. пьес У.Данлепа можно говорить о рождении национальной драматургии.
АМЕРИКАНСКАЯ ЖИВОПИСЬ
АМЕРИКАНСКАЯ ЖИВОПИСЬ. Первые из дошедших до нас произведений американской живописи относятся к 16 в.; это зарисовки, сделанные участниками исследовательских экспедиций. Однако профессиональные художники появились в Америке только в начале 18 в.; единственным стабильным источником дохода для них был портрет; этот жанр продолжал занимать ведущее положение в американской живописи вплоть до начала 19 в.Колониальный период.
АМЕРИКАНСКАЯ КЕРАМИКА
АМЕРИКАНСКАЯ КЕРАМИКА (греч. keramike – гончарное искусствo, от keramos – глина; англ. ceramics, фр. ceramique, нем. keramik), наименование любых бытовых или художественных изделий, выполненных из глины или содержащих глину смесей, обожженных в печи или высушенных на солнце. К керамике относятся гончарные изделия, терракота, майолика, фаянс, каменная масса, фарфор.
АМЕРИКАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
АМЕРИКАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА. Америку освоили англичане, ее языком стал английский, и литература уходила корнями в английскую литературную традицию. Ныне американская литература повсеместно признана как литература самобытно национальная.Наиболее ранние сочинения, появившиеся в колониальный период, – это главным образом дневники, религиозные трактаты и исторические очерки. Первые такие работы вышли в Новой Англии.
АМИНЬ
АМИНЬ (евр. «действительно», «верно»), слово, используемое в Библии для выражения согласия говорящего с чужим высказыванием, подтверждения его собственных мыслей и для завершения молитвы или славословия (доксологии). Литургически это слово использовалось в синагоге как ответ общины чтецу при чтении молитвы, с той же целью оно используется в христианстве.
АМИО, ЖАК
АМИО, ЖАК (Amyot, Jacques) (1513–1593), французский гуманист и церковный деятель. Родился в Мелене, в бедной семье. Выучившись греческому языку у гуманистов Дане и Туссена, благодаря протекции Маргариты Наваррской стал профессором греческого в Бурже, где преподавал около шести лет; ее брат, король Франциск I, дал Амио в управление аббатство Беллозан.
АМИО, ЖАН ЖОЗЕФ МАРИ
АМИО, ЖАН ЖОЗЕФ МАРИ (Amiot, Jean Joseph Marie) (1718–1793), французский иезуит-миссионер, родился в Тулоне 8 или 18 февраля 1718. Вступил в орден иезуитов в 1737, в 1750 был послан миссионером в Китай. Завоевал доверие императора Цяньлуна и оставался в Пекине до конца жизни.
АММИАН МАРЦЕЛЛИН
АММИАН МАРЦЕЛЛИН (Ammianus Marcellinus) (ок. 330 – ок. 395 н.э.), величайший историк поздней Римской империи, по происхождению грек, родился в Антиохии (Сирия) в зажиточной семье. В армии был зачислен в полк знати, protectores domestici, и нес службу на восточных границах Римской империи в 353–354, в Галлии в 355–356 и вновь на восточных границах в 357–359. Принимал участие в персидской кампании императора Юлиана в 363.
АМОН
АМОН (Амун), первый фиванский бог, который стал почитаться во всем Древнем Египте. Когда правители Фив основали XVIII династию, изгнавшую из Египта завоевателей-гиксосов и захватившую сирийские территории (в северном направлении – до Евфрата), Амон превратился в главное божество всего Древнего Востока. Его называли Амоном-Ра и изображали в облике человека, голову которого венчает солнечный диск, обрамленный двумя страусовыми перьями.
АМОРАИ
АМОРАИ, группа раввинистических законоучителей в Палестине и Вавилонии, живших в период от составления Мишны (ок. 200) до завершения Вавилонского Талмуда (ок. 500). Важнейшей работой амораев, которой они занимались в академиях, было толкование Мишны и Галахи (закона), впоследствии составившее Гемару.Термин «амораи» (единственное число «амора») происходит от еврейского и арамейского глагола «амар» («говорить»).
АМОРИ
АМОРИ, возможно написание Амальрих, имя двух иерусалимских королей. В результате 1-го крестового похода (1096–1099) франки захватили Иерусалим и правили там с 1099 по 1270. Амори I, сын Фулька из Анжуйской династии, правил с 1162 по 1174 как наследник своего брата Балдуина III. Его попытки распространить господство на Египет окончились неудачей после того, как египетским правителем стал Саладин.
АМПЛУА
АМПЛУА (от франц. emploi – роль), 1) театральная классификация, узаконивающая и регулирующая в театральной практике соответствие определенных психофизических данных актера, стиля игры – его роли; 2) один из способов типизации (наряду с маской и характером) в драматургии.АМПЛУА КАК ТЕАТРАЛЬНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯВозникновение европейской системы амплуа как некоего свода правил.
АМФИПРОСТИЛЬ
АМФИПРОСТИЛЬ (от греч. amphipróstylos, от amphi – «с обеих сторон» и próstylos – «имеющий колонны с передней стороны»). Тип древнегреческого храма, для которого характерен прямоугольный план и колонные портики на обоих торцевых фасадах. Продольные стены амфипростильных зданий обычно были гладкими и не имели никаких украшений. Примером амфипростиля может служить храм Ники Аптерос на афинском Акрополе.
АМФИТЕАТР
АМФИТЕАТР (от греч. аmphi – с двух сторон и theatron – зрелище), в переводе означает «двойной театр». Имеет несколько значений.ФОЙЕ ПАРИЖСКОЙ ОПЕРЫ (архитектор Ж.Л.Ш.
АМФИТЕАТРОВ, АЛЕКСАНДР ВАЛЕНТИНОВИЧ
АМФИТЕАТРОВ, АЛЕКСАНДР ВАЛЕНТИНОВИЧ (1862–1938), русский писатель. Родился 14 (26) декабря 1862 в Калуге, сын протоиерея, впоследствии настоятеля Архангельского собора в Московском Кремле. По образованию юрист. Начал печататься с 1882 в юмористических журналах «Будильник» и «Осколки», где познакомился с А.Чеховым. В 1891–1899 был сотрудником газеты А.С.Суворина «Новое время», вышел из редакции.
АМФИТРИТА
АМФИТРИТА, в греческой мифологии, одна из нереид, богиня моря, супруга Посейдона, считавшаяся дочерью Нерея или Океана. По одной из версий мифа об Амфитрите,, Посейдон похитил её, по другой — она скрылась от его любви в одной из пещер Океана, ища приют у Атланта. Её примеру последовали и другие нереиды.
АМФИТРИТА
АМФИТРИТА, в греческой мифологии, одна из нереид, богиня моря, супруга Посейдона, считавшаяся дочерью Нерея или Океана. По одной из версий мифа об Амфитрите,, Посейдон похитил её, по другой — она скрылась от его любви в одной из пещер Океана, ища приют у Атланта. Её примеру последовали и другие нереиды.
АМЬЕНСКИЙ СОБОР
АМЬЕНСКИЙ СОБОР, один из самых известных готических соборов в мире и один из самых крупных во Франции (длина 145 м). Главная его часть построена в 1218–1279 по проекту Робера де Люзарш и его преемников Тома и Рено де Кормон. Между 1373 и 1549 в стиле поздней готики были достроены башни западного фасада и некоторые другие части здания.

Также вы можете:

Поиск по алфавиту: