Культура и Образование

Печатать страницу
ЗАЛЫГИН, СЕРГЕЙ ПАВЛОВИЧ (1913–2000), русский советский писатель и общественный деятель. Герой Социалистического Труда (1988), народный депутат СССР (1989–1991), академик РАН (1991). Родился 23 ноября (6 декабря) 1913 в с.Дурасовка Стерлитамакского уезда Уфимской губ. в семье интеллигентов, в студенческие годы подвергавшихся политическим репрессиям. В 1939 окончил гидромелиоративный факультет Омского сельскохозяйственного института, заведовал кафедрой сельхозмелиорации (1946–1955); кандидат технических наук (1949). Во время Великой Отечественной войны старший гидролог Гидрометеослужбы Сибирского военного округа (накопленный здесь материал лег в основу книги Залыгина Северные рассказы, 1947); в 1955–1964 – старший научный сотрудник Западно-Сибирского филиала АН СССР.

В 1941 выпустил первую книгу Рассказы; после войны активно выступал с беллетристическими и публицистическими работами, посвященными проблемам сельского хозяйства (кн. рассказов и очерков На Большую землю, 1953; Весной нынешнего года, 1964; Красный клевер, 1955). В «оттепельные» годы опубликовал повесть Свидетели (1956), где высмеивал равнодушие обывателей, «свидетелей», а не участников общественного бытия, предвосхитив тем самым одну из магистральных тем социально-психологической «антимещанской» прозы 1960–1970-х годов, в т.ч. – своей собственной, а также близкие ей по проблематике повести Обыкновенные дни (1957) и книгу рассказов Блины (1963). Заметными в общественной жизни страны стали выступления Залыгина (как и В.П.Астафьева, В.Г.Распутина и др.) в защиту сибирской природы, соблюдения законов экологического равновесия (главным образом в области гидростроительства), против рискованного проекта поворота русла сибирских рек с целью поддержания водного запаса Аральского моря, истощенного, в свою очередь, непродуманной системой ирригации. С обозначенными проблемами связаны книга Залыгина О ненаписанных рассказах: Литературно-критические статьи, изданная в Новосибирске (1961), и роман Тропы Алтая, посвященный исследователям труднодоступных районов. Роман привлек внимание А.Т.Твардовского и был опубликован в 1962 в журнале «Новый мир», где в 1964 увидела свет и принесшая Залыгину широкую известность повесть На Иртыше (Из хроники села Крутые Луки), в смелом для советской литературы тех лет критическом свете изображавшая процесс коллективизации в Сибири.

«Крестьянский», со свойственным ему трудолюбием, трезвой рассудительностью и реальной осмысленностью существования, взгляд на мир с еще большей силой проявился в основных произведениях Залыгина – романах Соленая падь (1967; Государственная премия СССР, 1968), Комиссия (1975) и После бури (кн. 1–2; 1980–1985), представляющих панорамную, многофигурную хронику жизни Сибири 1920-х годов. Здесь историческая достоверность, психологизм, социально-философская аналитичность породили концепцию противостояния народной правды (в Соленой пади – образ партизанского вожака Мещерякова, имевшего прототипом алтайского крестьянина Е.Мамонова, с помощью собранной им многотысячной армии пытавшегося создать настоящую «партизанскую республику»; в Комиссии – орган мужицкой власти Лесная Комиссия) и политического авантюризма (образ антагониста Мещерякова, Брусенкова, предтечи советской себялюбивой и жестокой номенклатуры, презирающей здоровую мораль естественного человека), ориентацию на отказ от контрастности идеологического мышления, способность к диалектически гибкой и всесторонней оценке событий (трактовка нэпа в романе После бури).

С середины 1960-х годов Залыгин жил в Москве, преподавал в Литературном институте им. А.М.Горького, занимал руководящие посты в Союзе писателей СССР и РСФСР. В 1986–1998 – главный редактор журнала «Новый мир», на страницах которого впервые на родине опубликован Архипелаг ГУЛАГ А.И.Солженицына, а также роман Б.Л.Пастернака Доктор Живаго и др. острокритические беллетристические и публицистические сочинения (в т.ч. самого Залыгина).

Острота нравственной коллизии, раскрытой в повествовании об интимной, камерной жизни, высветила незаурядные возможности Залыгина как писателя-психоаналитика, в поисках новой любви усматривающего типичные для современного городского интеллигента попытки выхода за рамки неизбежного одиночества (роман Южноамериканский вариант, 1973). Документально-исторический (с элементами художественной условности) «роман без сюжета» Свобода выбора (1996) продолжил постоянную для писателя тему народа и власти на материале предреволюционных лет России 20 в. Философская повесть Однофамильцы (1995) посвящена проблемам преемственности в истории культуры; повесть Ирунчик и Уроки правнука Вовки (обе 1997) – образцы современного бытописания, не лишенного моральной назидательности.

Залыгин оставил также путевые очерки (в т.ч. о Китае, который он посетил в 1958), повесть Оська – смешной мальчик: Фантастическое повествование в двух периодах (1973), многочисленные литературно-критические (Мой поэт. О творчестве Чехова, 1969; Литературные заботы, 3-е изд., 1982; Собеседование, 1982; статьи о Н.В.Гоголе, Л.Н.Толстом, П.Н.Васильеве, А.П.Платонове, Л.Н.Мартынове и др. писателях) и философско-публицистические статьи (Два провозвестника, 1995, в которой две концепции культурно-исторического миссионерства России – у Ф.М.Достоевского и В.И.Ленина – анализируются с явной симпатией к гуманистически-реальному наполнению первой; Моя демократия, 1996, напоминающая о нравственных постулатах истинного народовластия; Культура, демократия и тоталитаризм, 1997, в которой Залыгин высказывает мысль о необходимости утверждения демократии не «сверху», а «снизу», и именно с помощью культуры, т.е., в первую очередь, национального языка и воплощенного в нем образа мыслей).

Умер Залыгин в Москве 19 апреля 2000.

См. также РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА.

СЕРГЕЙ ПАВЛОВИЧ ЗАЛЫГИНСЕРГЕЙ ПАВЛОВИЧ ЗАЛЫГИН

ЛИТЕРАТУРА

Яновский Н. Сергей Залыгин. М., 1965
Колесникова Г. Сергей Залыгин. М., 1969
Теракопян Л. Сергей Залыгин. М., 1973
Нуйкин А. Зрелость художника: Очерк творчества С.Залыгина. М., 1984
Залыгин С. Собрание сочинений, тт. 1–6. М., 1991

Также вы можете:

Поиск по алфавиту: