Джордж Орсон Уэллс родился 6 мая 1915 в Кеноше (шт. Висконсин). С 15 лет начав играть в театре, он в 1933 присоединился к труппе Кэтрин Корнелл. Годом позже покинул ее и в качестве актера и режиссера вошел в коллектив Федерального театра. В 1937 Уэллс и продюсер Д.Хаусман организовали собственную антрепризу «Меркьюри-тиэтр». Здесь Уэллс добился международного признания за новаторский для того времени подход к постановке шекспировского Юлия Цезаря: одетые в современные костюмы актеры играли на сцене без декораций, освещенные причудливым светом. В 1938 труппа «Меркьюри-тиэтр» стала выступать с еженедельными радиоспектаклями. Псевдодокументальная инсценировка фантастического романа Г.Уэллса Война миров была разыграна столь реалистично, что многие слушатели поверили в высадку марсиан в штате Нью-Джерси и поддались панике. В ореоле скандальной известности Уэллс решил попробовать свои силы в кино. В октябре 1940 он завершил работу над своим первым фильмом Гражданин Кейн (Citizen Kane). По общему мнению, дебютная работа 25-летнего режиссера (пусть и не снискавшая коммерческого успеха) стала тем единственным фильмом, который после прихода звука в кино оказал значительное воздействие на мировой кинематограф.
Гражданин Кейн был поставлен для студии «РКО-Рэдио Пикчерз». Для той же студии Уэллс поставил Великолепных Эмберсонов (The Magnificent Ambersons, 1942) и Чужестранца (The Stranger, 1946), а для «Коламбиа пикчерз» Леди из Шанхая (The Lady from Shanghai, 1947). В дальнейшем его фильмы зачастую имели статус независимых постановок со случайными источниками финансирования и ненадежной производственной базой (Господин Аркадин Mr. Arkadin; др. название Конфиденциальное сообщение Confidential Report, 1955; Прикосновение зла Touch of Evil, 1957; Макбет Macbeth, 1947; Отелло Othello, 1952; Фальстаф Falstaff, 1965; Процесс The Trial, 1962; Бессмертная история The Immortal Story, 1968).
Превосходный актер, Уэллс исполнял главные роли во всех своих фильмах, играл также в картинах других режиссеров. Одной из его самых известных актерских работ стала роль Гарри Лайма бойкого и беспринципного дельца, спекулирующего в годы войны на «черном рынке» (Третий человек The Third Man, 1949). В 1975 Уэллс был удостоен премии Американского киноинститута «За выдающиеся заслуги в кинематографе». Умер Уэллс в Лос-Анджелесе 10 октября 1985.
Своей всемирной славой Уэллс обязан главным образом Гражданину Кейну истории жизни газетного магната, яркой и одновременно непостижимой личности, прототипом которой, с известными оговорками, стал У.Р.Херст. Съемки с применением глубокофокусной оптики и подвижной камеры, повествование с головоломными загадками, отточенное мастерство исполнителей (в основном актеров из «Меркьюри-тиэтр») сделали этот фильм эталоном мастерства и кинематографической выразительности.

Божович В. Современные западные кинорежиссеры. М., 1972
Огнев К. Звезды мирового кино. М., 1992