Культура и Образование

Печатать страницу
ТАБАКОВ, ОЛЕГ ПАВЛОВИЧ (р. 1935), российский режиссер, актер, педагог, продюсер. Народный артист СССР (1988). Лауреат Государственных премий СССР и РФ. Дважды лауреат национальной театральной премии «Золотая маска», премии имени К.С.Станиславского и премии «Хрустальная Турандот». Художественный руководитель МХТ им. Чехова и московского Театра-студии, который называют «Табакеркой».

Родился 17 августа 1935 в Саратове, в семье врачей. Довоенное детство прошло в большой семье, где любили литературу и театр, так что впервые в театр он попал еще маленьким мальчиком. В 1950 начал заниматься в детском драматическом театре «Молодая гвардия», руководителем которого была Н.И.Сухостав. Уникальный педагог, Сухостав считала, что обучение профессии актера должно начинаться как можно раньше. Такая система давала серьезные результаты: из саратовской «Молодой гвардии» вышли около 160 профессиональных актеров. Позже, формируя свою систему театрального обучения, Табаков сохранил принцип ранней востребованности актера.

В 1953 поступил в Москве в Школу-студию МХАТ. На курсе педагога В.О.Топоркова Табаков стал одним из лучших студентов. Первым его успехом стала роль Хлестакова, сыгранная в отрывке из Ревизора на втором курсе. За студенческую роль Пети Трофимова в Вишневом саде он получил свою первую творческую награду – на фестивале «Московская театральная весна».

В это время проявилась такие принципиальные для Табакова черты, как высокая работоспособность, стремление овладеть разнообразными творческими приемами и методами. Параллельно с учебой Табаков посещал занятия в т.н. «ночной студии» П.М.Ершова, театрального педагога и режиссера, методика преподавания которого сильно отличалась от принятой в Школе-студии МХАТ.

На 3 курсе он был приглашен М.Швейцером на главную роль в фильме Саша вступает в жизнь. Фильм, снятый в 1956, был положен на полку и вышел в прокат в 1988. Запрет фильма не оказал негативного влияния на кинематографическую жизнь актера – на сегодняшний день им сыграно более 90 ролей в кино. Среди них – такие работы, как Искремас (Гори, гори, моя звезда), Шелленберг (Семнадцать мгновений весны), Щербук (Неоконченная пьеса для механического пианино), Обломов (Несколько дней из жизни И.И.Обломова), Мисс Эндрю (Мэри Поппинс, до свиданья!), Бармен (Человек с бульвара Капуцинов), Суходрищев (Ширли-мырли) и др.

В училище началась еще одна важная линия его творческой жизни: по приглашению главного режиссера детской редакции Всесоюзного радио Н.В.Литвинова Табаков дебютировал на радио в композиции спектакля Вечно живые (1957). Позднее он записал на радио множество работ. Высокий профессионализм работы с микрофоном обусловил его многочисленные работы в озвучании фильмов: закадровый голос Табакова звучит во множестве документальных, художественных и мультипликационных фильмах.

После окончания Школы-студии МХАТ в 1957 он получил распределение в Московский драматический театр им. К.С.Станиславского, но в этот момент произошло событие, имеющее важнейшее значение для всего российского театра и ставшее определяющим в театральной судьбе актера: О.Ефремов получил разрешение на создание Студии молодых актеров (под эгидой Школы-студии МХАТ). Впоследствии студия была преобразована в театр «Современник», и Табаков наряду с Ефремовым, Г.Волчек, Е.Евстигнеевым, И.Квашой, Л.Толмачевой и В.Сергачевым, стал основателем этого театра. «Современник» практически сразу завоевал огромную зрительскую популярность в Москве. В этом была заслуга и Табакова, широко занятого в репертуаре – за первые три года он сыграл около 15 ролей в произведениях самой разноплановой драматургии – от Вечно живых В.Розова и Пяти вечеров А.Володина до Никто Э. де Филиппо и Голого короля Е.Шварца. По признанию Табакова, Ефремов стал его главным учителем, окончательно сформировавшим творческую индивидуальность актера.

Одной из лучших ролей в «Современнике» стала работа Табакова в спектакле Обыкновенная история (пьеса В.Розова по роману И.Гончарова, постановка Г.Волчек, 1966). В роли Александра Адуева он блистательно проходил путь от юного наивного романтика до циничного чиновника. Спектакль стал театральной легендой, был удостоен Государственной премии СССР и в 1970 экранизирован.

В 1968 произошли еще два этапных события в творческой жизниТабакова. Он сыграл свою первую роль за рубежом – Хлестаков в Ревизоре (пражский театр «Чиногерны клуб») и дебютировал как режиссер – Женитьба Н.Гоголя (студенческий дипломный спектакль студии театра «Современник»). Этим было положено начало еще трем (включая театральную педагогику) важнейшим направлениям творческой жизни Табакова.

Однако актерская и режиссерская работа в театре, съемки в кино и на телевидении не исчерпывают всего круга деятельности Табакова. В 1970 Ефремов покидает «Современник», и на шесть с половиной лет Табаков стал директором театра. При этом произошел редкий случай совмещения одинаково успешной творческой и административной деятельности. Он пригласил в театр талантливых актеров – М.Неелову, К.Райкина, Ю.Богатырева, В.Поглазова, Б.Сморчкова, режиссеров – В.Фокина, И.Райхельгауза, разовые постановки в театре осуществляли такие мастера, как А.Алов и В.Наумов (Тоот, другие и майор), Г.Товстоногов (Балалайкин и Ко), И.Унгуряну (Доктор Штокман), А.Вайда (Как брат брату). Табаков-директор способствовал утверждению на должность главного режиссера «Современника» Г.Волчек, в это время поставившей первые знаменитые спектакли – Свой остров и Восхождение на Фудзияму. К этому периоду относятся и такие блистательные актерские работы Табакова, как Балалайкин и Майор, а также ряд телевизионных ролей – в том числе в моноспектакле Конек-Горбунок и др.

В 1974 вместе со своими единомышленниками Фокиным, А.Дрозниным, Райкиным, А.Леонтьевым, Райхельгаузом, Поглазовым, С.Сазонтьевым Табаков проводит набор старшеклассников в театральную студию при Дворце пионеров им. Крупской. Из 3500 претендентов было отобрано 49 человек, обучение которых проводилось по вузовской программе, включавшей историю русского и зарубежного театра, сценическое движение, речь, мастерство актера. Здесь Табаков воплотил принцип раннего профессионального обучения, воспринятый у Н.Сухостав. Через два года из 49 студийцев осталось 8 – Н.Лебедева, И.Нефедов, Л.Кузнецова, М.Овчинникова, В.Никитин, А.Якубов, О.Топилина, К.Панченко. Они стали основой актерского курса, набранного Табаковым в ГИТИСе в 1976, когда он, оставив директорский пост в «Современнике» и оставаясь в театре актером на разовых ролях, переключился в основном на преподавательскую работу.

Через два года курс был преобразован в Студию молодых актеров. В 1977 Табаков получил для студии помещение бывшего угольного склада на улице Чаплыгина, которое было приведено в порядок руками студентов и их мастера, со временем преобразовалось в театр, называемый «Табакеркой».

Первая премьера студии на Чаплыгина состоялась в ноябре 1978 – спектакль С весной я вернусь к тебе А.Казанцева (постановка В.Фокина). Расширив репертуар спектаклями Две стрелы, Прощай, Маугли!, Белоснежка и семь гномов, Страсти по Варваре, Прищучил, студия проводит успешные гастроли в Венгрии. О театре заговорили, появились рецензии ведущих театральных критиков, но в официальном статусе новому театру было отказано. А «Современник», которому Табаков предложил принять в свой состав сложившийся театральный коллектив с идущим репертуаром, это предложение отверг. В 1980 студия была расформирована, актеры разошлись по разным театрам. В 1981 Табакову запретили преподавать.

Однако в 1980— 1982 бывшие актеры «Табакерки» собирались в подвале по ночам, репетировали и выпускали премьеры. Так вышли Записки сумасшедшего, Жак-фаталист, Случай в зоопарке.

Табаков читал лекции в Хельсинкской театральной академии. С финскими студентами он подготовил дипломный спектакль Две стрелы. В 1982 новое руководство ГИТИСа предложило ему набрать актерский курс. Так родилась вторая студия Табакова.

Упрочился и официальный актерский статус Табакова: в 1983 по приглашению Ефремова он поступил во МХАТ. В начале 1980-х сыграл во МХАТе роли Сальери в Амадее Шеффера, Бутона в Кабале святош Булгакова, Фамусова в Горе от ума Грибоедова и др.

В декабре 1986 в Москве были созданы нескольких новых театров, среди которых был и Театр-студия под руководством Олега Табакова. Основу его репертуара составили студенческие спектакли его курса – Крыша, Полоумный Журден, Две стрелы, Прищучил, Жаворонок, а официальной премьерой стал спектакль Кресло по повести Ю.Полякова в постановке Табакова. «Табакерка» не сразу завоевала признание критики; но признание и любовь зрительного зала сопутствуют театру на протяжении всего срока его существования. В «Табакерку» вернулись его первые ученики, на сцене театра играли и признанные мастера – М.Миронова, А.Леонтьев. Здесь сформировались и раскрылись творческие индивидуальности многих известных актеров – В.Машкова, С.Безрукова, Е.Миронова и др. Кроме постановок Табакова, в театре ставили спектакли режиссеры А.Шапиро, А.Житинкин, В.Фокин, Е.Каменькович, К.Гинкас, неоднократно выходили и режиссерские работы Машкова. В репертуаре «Табакерки» – разноплановые спектакли, от Билокси-блюз до Дяди Вани, от Затоваренной бочкотары до На всякого мудреца довольно простоты, от Идиота до Любовных писем, и др.

В 1985 Табаков стал ректором Школы-студии МХАТ, которой руководил до 2000. За этот период он выпустил четыре актерских курса. Параллельно руководил совместной аспирантской программой Школы-студии и Университета Карнеги Меллон (США). В 1990 в Бостонском университете (США) основал «Russian-American Performing Arts Center» — «Школу Станиславского», как называют её американцы, где преподают многие педагоги Школы-студии (сам Табаков занимается с американскими студентами во время отпуска).

В 1994 он выступил в новой для себя роли продюсера спектакля Ужин по пьесе Ж.-К.Брисвиля (постановка А.Смирнова, в главных ролях – А.Джигарханян и Табаков). Дальнейшими продюсерскими проектами Табакова стали спектакли Сублимация любви А.Бенедетти, Отец А.Стриндберга, Любовные письма А.Гурнея, Дядя Ваня А.Чехова.

С 1976 (постановка Ревизора в театре Шеффилда, Великобритания) поставил около 40 спектаклей за рубежом – в театрах Венгрии, Германии, Финляндии, Дании, Австрии, США.

С 2000 – художественный руководитель и директор МХТ им.Чехова. Совмещает руководство двумя театрами с актерской, режиссерской и продюсерской деятельностью.

ОЛЕГ ПАВЛОВИЧ ТАБАКОВ в пьесе Михаила Булгакова Кабала святошОЛЕГ ПАВЛОВИЧ ТАБАКОВ в пьесе Михаила Булгакова Кабала святош

ФИЛЬМОГРАФИЯ

Тугой узел (Саша вступает в жизнь, 1957), Дело «Пестрых» (1958), Я не могла сказать (1958), Люди на мосту (1959), Накануне (1959), Испытательный срок (1960), Шумный день (1960), Чистое небо (1961), Молодо-зелено (1962), Живые и мертвые (1963), Дорога к морю (1965), Строится мост (1965), Война и мир (1965-1967), Выстрел (1966), Штрихи к портрету (1967), Гори, гори, моя звезда (1969), Король-олень (1969), Пес, сметана и труба (1970), Сердце России (1970),

Случай с Полыниным (1970), Тайна железной двери (1970), Достояние республики (1971), Ехали в трамвае Ильф и Петров (1971), Дача (1973), Семнадцать мгновений весны (1973), Лев Гурыч Синичкин (1974), Каштанка (1975), Меняю собаку на паровоз (1975), Розыгрыш (1976), Сказ про то, как царь Петр арапа женил (1976), 12 стульев (1977), Бирюк (1977), Неоконченная пьеса для механического пианино(1977), Транссибирский экспресс (1977), Открытая книга (1977-1979), Д"Артаньян и три мущкетера (1978), Красавец-мужчина (1978), Накануне премьеры (1978), Хористка (1978), Ах, водевиль, водевиль…(1979), Москва слезам не верит (1979), Несколько дней из жизни И.И.Обломова (1979), Из записок Лопахина (1979), Вакансия (1981), Все наоборот (1981), Незваный друг (1981), Печники (1982), Полеты во сне и наяву (1982), Али-Баба и сорок разбойников (1983), Где-то в губернском саду (1983), Мэри Поппинс, до свиданья! (1983), Оглянись!.. (1983), Поцелуй (1983), Аплодисменты, аплодисменты… (1984), Время и семья Конвей (1984), Если можешь, прости… (1984), Чужая жена и муж под кроватью (1984), Город невест (1985), Корабль пришельцев (1985), После дождичка в четверг… (1985), Путь к себе (1986), Очи черные (1987), Человек с бульвара Капуцинов (1987), Дорогое удовольствие (1988), Раз, два – горе не беда!.. (1988), Шаг (1988), Искусство жить в Одессе (1989), Любовь с привилегиями (1989), Оно (1989), Сердце не камень (1989), Царская охота (1990), Шапка (1990), Ближний круг (1992), Хочу в Америку (1993), Московские каникулы (1995), Ширли-мырли (1995), Двадцать минут с ангелом (1996), Три истории (1997), Сирота казанская (1997), Кадриль(1998), Что сказал покойник (1999), Президент и его внучка (2000), Мнения сторон (2001), Леди на день (2002), Статский советник (2005).

Татьяна Шабалина

ЛИТЕРАТУРА

Табаков О. Парадокс об актере. М., 1999
Табаков О. Моя настоящая жизнь. М., 2000
Табаков О. Как театру ужиться с капитализмом. Газета Аргументы и Факты, 2.03.2005

Также вы можете:

Поиск по алфавиту: