Культура и Образование

Печатать страницу


ПЕВЦОВ, ИЛЛАРИОН НИКОЛАЕВИЧ (1879–1934), русский актер, педагог. Родился 25 ноября (7 декабря) 1879 в местечке Антополь (Гродненская губерния, ныне Брестская область) в семье акцизного контролера Н.И.Певцова. По окончании Паневежского реального училища (1899) работал чертежником в лесничестве в Вильно. Впервые выступил на сцене в роли Старикова (Женитьба Н.Гоголя, труппа под руководством Я.Орлова-Чужбинина, Вильно, 1899).

Поступил в Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества (1899–1902, класс Вл.И.Немировича-Данченко). Играет в студенческих спектаклях: Половой в гостинице (Не в свои сани не садись А.Островского, 1900), Красов (Ошибки молодости П.Штеллера), Вася (Не так живи, как хочется А.Островского), Крестьянин Любен (Жорж Данден Ж.-Б. Мольера), Вальтер Шубарт (Вечная любовь Г.Фабера), Пьер Дидье (Я обедаю у маменьки Деркуселя и Тибу), Маляев (Капризница Фролова), Маргаритов (Поздняя любовь А.Островского), Хлыстиков (Последняя воля Вл.Немировича-Данченко), Грибков (Медведь сосватал В.Крылова), Пьер Гренгуар (Король и поэт де Бравиля), Боркин (Иванов А.Чехова, первый акт), Шелковкин (Золото Вл. Немировича-Данченко), Бригадир (Фруфру Г.Мельяка и Л.Галеви).

По окончании училища играл в «Обществе народных развлечений». Среди сыгранных здесь ролей: Карандышев в Бесприданнице, Маргаритов в Поздней любви А.Островского.

Получил приглашение от Вс. Мейерхольда вступить в труппу, организованную им совместно с А.Кошеверовым. С августа 1902 – в «Труппе русских драматических артистов под управлением А.С.Кошеверова и Вс.Э.Мейерхольда» (с сентября 1903 – «Товарищество новой драмы»). Уже за пять месяцев первого профессионального сезона в этом театре Певцов сыграл 48 ролей. Среди них: Царь Федор (Царь Федор Иоаннович А.Толстого), Доктор Ранк (Нора Г.Ибсена), Мигаев (Таланты и поклонники А.Островского), Грейгерс (Дикая утка Г.Ибсена), Калерин (Сильные и слабые Н.Тимковского), Карандышев (Бесприданница А.Островского), Казимир (Снег С.Пшибышевского), Алексей (Дети Ванюшина С.Найденова), Фирс (Вишневый сад А.Чехова), Горстер (Доктор Штокман Г.Ибсена), Актер (На дне М.Горького), Хирин (Юбилей А.Чехова), Шамраев (Чайка А.Чехова), Роберт (Праздник примирения Г.Гауптмана), Радемахер (Последние маски А.Шницлера), Шубарт (Вечная любовь Г.Фабера), Ленский (Золотое руно С.Пшибышевского), Чебутыкин (Три сестры А.Чехова), Перчихин (Мещане М.Горького), Вафля (Дядя Ваня А.Чехова), Энгстранд (Привидения Г.Ибсена).

В сентябре 1906 вместе с сотрудниками Студии на Поварской Певцов организовал театральную труппу «Товарищество новой драмы» (Кострома, работали до 1908). В постановке и с участием Певцова шли спектакли: Вишневый сад А.Чехова (Фирс), Не было ни гроша, да вдруг алтын А.Островского (Крутицкий), Пробуждение весны Г.Ведекинда (Мориц), Смерть Тентажиля М.Метерлинка (Агловаль), Севильский цирюльник П.Бомарше (Бартоло), Вечная любовь Г.Фабера (Фюринг), Разбойники Ф.Шиллера (Франц), Макбет У.Шекспира (Макбет), Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский А.Островского (Шуйский), Кандида Б.Шоу и др.

Певцов служил в разных городах у видных антрепренеров. Играл в антрепризе С.В.Писарева (Городской театр, Умань, 1909), А.Н.Соколовского (Городской театр, Харьков: Странник (Анатэма Л.Андреева), Яу (Шлюк и Яу Г.Гауптмана) – 1910), антрепризе Н.Н.Михайловского (Русский городской театр, Рига: Федя Протасов (Живой труп Л.Толстого), Крутицкий (Не было ни гроша, да вдруг алтын А.Островского), Штокман (Враг народа Г.Ибсена), Иоанн Грозный (Смерть Иоанна Грозного А.Толстого), Бобыль (Снегурочка А.Островского), Доктор (Немая жена по А.Франсу), Сторицын (Профессор Сторицын Л.Андреева), Лемм (Дворянское гнездо по И.Тургеневу), Мышкин (Идиот по Ф.Достоевскому) – 1911–1913), антрепризе Н.Н.Синельникова (Астров (Дядя Ваня А.Чехова), Неизвестный (Маскарад М.Лермонтова), Иван Карамазов (Братья Карамазовы по Ф.Достоевскому), Калабухов (Не убий! (Каинова печать) Л.Андреева), Каренин (Анна Каренина по Л.Толстому) – 1913–1914), антрепризе В.И.Никулина (1915), в драматических спектаклях антрепризы Г.А.Розенберга (1918).

В первые тринадцать лет работы на провинциальной сцене (1902–1915) Певцов часто выходил в новых ролях, что было связано как с условиями театральной провинции, так и с творческими остановками самого актера. Среди сыгранных за этот период ролей: Павел (Люди И.Платона), Хлопов (Ревизор Н.Гоголя), Каренин (Анна Каренина по Л.Толстому), Мышкин (Идиот по Ф.Достоевскому), Иван Карамазов (Братья Карамазовы по Ф.Достоевскому), Калабухов (Не убий Л.Андреева), Савельев (Мысль Л.Андреева), З-й мужик, Повар (Плоды просвещения Л.Толстого), Крогстад (Нора Г.Ибсена), Калгуев (Новое дело Вл. Немировича-Данченко), Неизвестный (Огненное кольцо А.Полякова), Фосроден (Блестящая карьера Вл. Немировича-Данченко), Сергей Петрович (Ревность М.Арцыбашева), Морской (Цена жизни Вл. Немировича-Данченко), Пьеро 2-й (Два Пьеро Э.Ростана), Городничий (Ревизор Н.Гоголя) и др.

С сентября 1915 до 1920 – в труппе Московского драматического театра Суходольской (под руководством Ю.Озаровского). Первая же роль – Побяржин (Вера Мирцева Л.Урванцева) была успешной. Затем последовали роли: Тот (Тот, кто получает пощечины Л.Андреева), Пастор Армстронг (Роман Э.Шельдона), Рындин (Нечистая сила А.Толстого), Страхов (Горсть пепла И.Новикова), Аракчеев (Александр I Д.Мережковского), Савва (Савва Л.Андреева), Павел I (Павел I Д.Мережковского), Лемм (Дворянское гнездо по И.Тургеневу), Тон (Если это возможно А.Каменского), Архип (Грех да беда на кого не живет А.Островского), Шейлок (Шейлок У.Шекспира), Бранд (Бранд Г.Ибсена), Царь Иоанн (Смерть Иоанна Грозного А.Толстого), Тарелкин (Веселые расплюевские дни (Смерть Тарелкина) А.Сухово-Кобылина), Тиле (Собачий вальс Л.Андреева), Генрих (Потонувший колокол Г.Гауптмана), Счастливцев (Лес А.Островского), Кузовкин (Нахлебник И.Тургенева), Сторицын (Профессор Сторицын Л.Андреева), Петер Крумбах (Самсон и Далила С.Ланге).

В 1922 по приглашению Немировича-Данченко вошел в труппу Московского художественного театра. Сыграл одну роль: Фредриксен (У жизни в лапах К.Гамсуна). Начал репетировать с К.С.Станиславским Федора (Царь Федор Иоаннович А.Толстого); после его ухода из театра роль была передана В.И.Качалову.

С 1922 по 1925 – в Первой студии Московского художественного театра (с 1924 – Московский художественный театр 2-й): Лир (Король Лир У.Шекспира), Князев (Расточитель Н.Лескова).

Продолжая играть в Первой студии МХТ, Певцов вступил в труппу новообразованного Театра МГСПС (1924). Здесь сыграли роли: Калигула (Калигула А.Дюма-отца), Франц (Праздник Йоргена Бергстеда), журналист Массо (Париж по Э.Золя), Герцог (Князья мира сего А.Луначарского).

С весны 1925 до 1934 – в Государственном академическом театре драмы имени А.С.Пушкина (Ленинград): Федя Протасов (Живой труп Л.Толстого), Неизвестный (Маскарад М.Лермонтова), Пушкин (Пушкин и Дантес В.Каменского), Севостьянов (Конец Криворыльска Б.Ромашова), Крутицкий (Не было ни гроша, да вдруг алтын А.Островского), Чугунов (Волки и овцы А.Островского), Незелавос (Бронепоезд 14-69 Вс.Иванова, Отелло (Отелло У.Шекспира), Вышневский (Доходное место А.Островского), Павел I (Павел I Д.Мережковского), Телесфор Эдмундович (Рельсы гудят В.Киршона), Красильников (Штиль В.Билль-Белоцерковского), Пацюк (Шахтер В.Билль-Белоцерковского), Геннадий (Огненный мост Б.Ромашова, Тартюф (Тартюф Ж.-Б.Мольера), Путнин (Ярость Е.Яновского), Бернс (Сенсация Бен-Хекта и Мак-Артура), Ухтомский (1905 Ю.Соболева, В.Подгорного), Робеспьер (Робеспьер Ф.Раскольникова), Профессор Бородин (Страх А.Афиногенова), Шведов (Карта Кудеяра Я.Горева, А.Штейна), Репетилов (Горе от ума А.Грибоедова), Клаус Маурер (Суд В.Киршона), Берник (Столпы общества Г.Ибсена).

Певцов снимался в картинах: Не убий (Калабухов, АО «А.Дранков и Ко», режиссер В.Висковский, 1916), Тот, кто получает пощечины (Тот, АО «А. Дранков», режиссеры А.Иванов-Гай, И.Шмидт, 1916), Жизнь, побежденная смертью (Художник Ян, режиссер В.Касьянов, киностудия Н.Кагана, 1916), Проданная сила (Арсеньев, АО «Биофильм», режиссер А.Ширман, 1917), Старость Лекока (Жизнь и похождения знаменитого сыщика) (Тольбиак, АО «А.Дранков и Ко», режиссер А.Иванов-Гай, 1917), Шторм (Капитан «Ермака», «Союзкино», режиссер Г.Левкоев, 1931), Победители ночи (Капитан «Елизаветы», «Росфильм», Ленинград, режиссеры А.Минкин, И.Сорокин, 1933), Чапаев (Бороздин, «Ленфильм», режиссеры Г. и С.Васильевы, 1934), Чудо (Шварц, «Ленфильм», режиссер П.Петров-Бытов, 1934).

Радиоспектакль Тимон Афинский по сценам трагедии У.Шекспира (роль – Тимон Афинский, 1933).

В 1916–1917 вел занятия в студии Театра им. В.Ф.Комиссаржевской, Театральной студии С.В.Айдарова и студии Московского драматического театра.

Умер Певцов в Москве 25 октября 1934.

ИЛЛАРИОН НИКОЛАЕВИЧ ПЕВЦОВИЛЛАРИОН НИКОЛАЕВИЧ ПЕВЦОВ

ЛИТЕРАТУРА

Певцов И.Н. Об искусстве актера. – В кн.: Цимбал С. Творческая судьба Певцова. Л.– М., 1957

Также вы можете:

Поиск по алфавиту: