Культура и Образование

Печатать страницу
ЛАЗАРЕВ, АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ (р. 1938), драматический артист. Народный артист РСФСР (1977).

Родился 3 января 1938 в Ленинграде в семье художника. В 1959 окончил Школу-Студию МХАТ и в том же же году поступил в театр имени В.Маяковского, которым руководил Н.П.Охлопков. Во второй половине 1950-х Охлопков важнейшей задачей ставил обновление репертуара и возрастного состава театра, поэтому молодежь в его театре пользуется особым вниманием. Важнейшей вехой в своей творческой судьбе Лазарев считает дебютную роль молодого рабочего Виктора из пьесы А.Арбузова Иркутская история. Темперамент начинающего артиста раскрылся с потрясающей откровенностью. Виктор – рубаха-парень, легко скользящий по жизни и так же поверхностно судящий о людях, в какой-то момент испытывал трагическое отчаяние – неоцененная им подруга уходила к другому. И на их свадьбе Виктор буквально вспыхивал в вихре безумного танца, в котором зрители прочитывали и безумную душевную боль, и страшную силу отчаяния. Так родился артист А.Лазарев, умеющий раскрывать необыкновенную красоту человеческой души в самые высокие моменты ее жизни, но также умеющий показать и невероятную низость. Психологическая основа, полученная в Школе-Студии МХАТ и усиленная экспрессивным методом работы Охлопкова с актером создали артиста именно такого масштаба. И при Охлопкове, и после его смерти, при А.Гончарове и при других режиссерах, он был ведущим актером.

В 1960–1970-е сыграл десятки главных ролей, самых разнообразных современных и классических. В роли морского офицера Часовникова показал, созданный из контрастов человеческий тип, в котором взвинченная нервность индивидуалиста имела в основе свою правду, правду обнаженного сердца, не терпящего фальши. Его Петр Мелузов отличался интеллигентностью и благородством. Но не только роли положительного плана удавались ему. Им также сыгран и коварный Ясон, и несколько эпизодических остро-характерных ролей в Кавказском меловом круге Б.Брехта, Варравин в Смерти Тарелкина А.В.Сухово-Кобылина, представший отнюдь не сатирическим кувшинным рылом, а полным сознания своей значимости и внешне безупречно приятным. Но главной этапной ролью этого периода он считает роль Константина Ванюшина – молодого хищного негодяя и хлыща, «достойно» продолжающего дело своего отца (Дети Ванюшина С.А.Найденова).

Событием театральной жизни Москвы стала постановка Гончарова в 1974 мюзикла Человек из Ламанчи Д.Вассермана и Д.Дэриона, где Лазарев сыграл, возможно, самую масштабную свою роль, Дон Кихота и одновременно Сервантеса. Эта роль поражала своей многоплановостью. В ней органично уживались контрастные краски – светлое величие человеческого духа, острейший гротеск и комизм его проявления, и жизнеутверждающие аккорды победы над смертью и пошлостью, как итог в финале. Его Дон-Кихот был не только благородным, но и откровенно безумным, и смешным, и не чуждым тонкой самоиронии. Но все это не снижало его героического облика величайшего человека, смысл жизни которого декларировался в исполняемом им торжественном гимне мечте, самопожертвованию, борьбе за недостижимые идеалы.

С этим образом невольно перекликался другой – журналиста Карлоса Бланко из спектакля Венсеремос (Интерьвью в Буэнос-Айресе) Г.Боровика. Лазарев прослеживал в этой роли трагедию прозрения, больной совести. Цель последнего интервью его героя – рассказать страшную правду о деяниях чилийской хунты, к которым раньше он относился индифферентно.

Зрелому творчеству артиста были свойственны и чисто-комедийные краски, такие как в роли Звездинцева (Плоды просвещения Л.Н.Толстого), Жоржа Питу (Смех лангусты Дж.Маррелла). «Совместить себя с ролью», по его собственному выражению, главное в творческом процессе создания образа.

Следующей вершиной в его творчестве стала трагическая роль белогвардейского генерала Хлудова (Бег М.Булгакова). Он сознательно уходил от облика злодея, пытаясь раскрыть внутренний мир героя. Его Хлудов – человек незаурядный, мыслящий, сознательно приходящий к решению вернуться в Россию, несмотря на трезвое понимание, что его удел – смерть. Большое значение в его творчестве имела и роль Кина в пьесе Г.Горина Кин IV.

С приходом в театр режиссера С.Арцыбашева, поставившего в 2003 спектакль Братья Карамазовы по Ф.Достоевскому, Лазареву довелось сыграть еще одну очень интересную для себя роль – Федора Карамазова, старого сладострастника, изображенного артистом психологически колоритно, с тонким эксцентризмом и трагикомедийным акцентом.

Лазарев создал много интересных человеческих характеров и судеб не только на театральной сцене, но и на экране.

Фильмография: Вольный ветер (1961); Вызываем огонь на себя (1963–1964); На диком бреге (1966); Возмездие (1967); Еще раз про любовь (1968); Смертный враг (1971); За все в ответе (1972); Звезда экрана (1974); Хождение по мукам (1974–1977); На ясный огонь (1975); Собственное мнение (1976); Риск — благородное дело (1977); Бархатный сезон (1978); Вечерний лабиринт (1980); Через тернии к звездам (1980); Сказка, рассказанная ночью (1981); Берегите мужчин! (1982); Владивосток, год 1918 (1982); Демидовы (1983); Челюскинцы (1984); Дайте нам мужчин! (1985); Прыжок (1985); Странная история доктора Джекила и мистера Хайда (1985); По главной улице с оркестром (1986); В Крыму не всегда лето (1987); Приключения Квентина Дорварда, стрелка Королевской гвардии (1988); Не сошлись характерами (1989); Арбатский мотив (1990); Veniks. Половые щетки (1991); Тень, или может быть, все обойдется (1991); Щен из созвездия гончих псов (1991); Быть влюбленным (1992); Мужской зигзаг (1992); Мелочи жизни (1992–1995); За что? (1995); Тело будет предано земле, а старший мичман будет петь (1998).

Екатерина Юдина

АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ЛАЗАРЕВАЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ЛАЗАРЕВ

ЛИТЕРАТУРА

Звезды московской сцены. Театр имени Вл.Маяковского. М., 2000
Дубровский В. Серебрянный шнур. М., 2001

Также вы можете:

Поиск по алфавиту: