Культура и Образование

Печатать страницу
ИТАЛЬЯНСКИЙ ТЕАТР. Театральное искусство Италии своими истоками восходит к народным обрядам и играм, к карнавалам, культовым песням и пляскам, связанным с природным циклом и сельскими работами. Богаты песнями и драматическим действием были майские игры, проходившие у пылающего костра, символизирующего солнце. С середины 13 в. в Умбрии возникает лауда (lauda), своеобразный вид площадного зрелища, религиозные хвалебные песнопения, постепенно получившие диалогическую форму. Сюжетами этих представлений становились преимущественно евангельские сцены – благовещение, рождение Христа, деяния Христа... Среди сочинителей лауд выделялся тосканский монах Якопоне да Тоди (1230–1306). Наиболее известное его сочинение Плач Мадонны. Лауды послужили основой для возникновения священных представлений (sacre rappresentazioni), получивших развитие в 14–15 вв. (первоначально также в центральной Италии), – жанра, близкого мистерии, распространенного в странах северной Европы. Содержание священных представлений строилось на сюжетах Ветхого и Нового Заветов, в которые добавлялись сказочные и реалистические мотивы. Представления разыгрывались на подиуме, установленном на городской площади. Сцена строилась по принятому канону – внизу «ад» (раскрытая пасть дракона), вверху «рай», а между ними другие места действия – «Гора», «Пустыня», «Царский дворец» и т.д. Одним из наиболее известных авторов этого жанра был Фео Белькари – Представление об Аврааме и Исааке (1449), Святой Иоанн в пустыне (1470) и др. Сочинял священные представления и правитель Флоренции Лоренцо Медичи.

В 1480 молодой придворный поэт и знаток античности Анджело Полициано (1454–1494) по заказу кардинала Франческо Гонзага написал пасторальную драму на сюжет древнегреческого мифа Сказание об Орфее. Это был первый пример обращения к образам античного мира. С пьесы Полициано, пронизанной светлым, жизнерадостным чувством начинается интерес к мифологическим пьесам и вообще увлечение античностью.

Итальянская литературная драма, с которой начинается история ренессансной западноевропейской драматургии, основывалась в своей эстетике на опыте античной драматургии. Комедии Плавта и Теренция определяли для итальянских драматургов-гуманистов тематику их произведений, состав действующих лиц и композиционное построение. Большое значение имели постановки латинских комедий школярами и студентами, в частности в Риме под руководством Помпонио Лето в 1470-х. Используя традиционные сюжеты, они вносили в свои сочинения новые характеры, современные краски и оценки. Содержанием своих пьес они сделали реальную жизнь, а героями – современного им человека. Первым комедиографом нового времени стал великий поэт позднего итальянского Возрождения Лудовико Ариосто. Его пьесы полны реалистических картин, острых сатирических зарисовок. Он стал основоположником итальянской национальной комедии. От него идет развитие комедии по двум направлениям – чисто развлекательному (Каландрия кардинала Бибиены, 1513) и сатирическому, представленному Пьетро Аретино (Придворные нравы, 1534, Философ, 1546), Джордано Бруно (Подсвечник, 1582) и Никколо Макиавелли, создавшему лучшую комедию эпохи – Мандрагору (1514). Однако в основном драматические сочинения итальянских комедиографов были несовершенны. Все направление неслучайно получило название «Ученой комедии» (commedia erudita).

ТЕРЕНЦИЙТЕРЕНЦИЙ

НИККОЛО МАКИАВЕЛЛИНИККОЛО МАКИАВЕЛЛИ

Одновременно с литературной комедией появляется и трагедия. Крупных удач итальянская трагедия не дала. Пьес этого жанра сочинялось много, они содержали страшные истории, преступные страсти и невероятные жестокости. Их назвали «трагедиями ужасов». Наиболее удачное произведение жанра – Софонисба Дж.Триссино, написанное белым стихом (1515). Опыт Триссино получил дальнейшее развитие далеко за пределами Италии. Определенными достоинствами обладала и трагедия П.Аретино Гораций (1546).

Третьим – самым удачным и живым – жанром итальянской литературной драмы 16 в. стала пастораль, которая быстро получила распространение при дворах Европы (См. статью МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА). Жанр приобрел аристократический характер. Место его рождения – Феррара. Знаменитая поэма Дж.Саннадзаро Аркадия (1504), прославлявшая сельскую жизнь и природу как «уголок для отдохновения», положила начало направлению. Самыми знаменитыми произведениями пасторального жанра стали Аминта Торквато Тассо (1573), произведение, полное истинной поэзии и ренессансной простоты, а также Верный пастух Д.-Б.Гуарини (1585), которое отличает усложненность и интриги, и поэтического языка, поэтому его относят к маньеризму.

Отрыв литературной драмы от зрителя не способствовало развитию театра. Сценическое искусство рождалось на площади – в выступлениях средневековых скоморохов (giullari), наследников мимов Древнего Рима, в веселых фарсовых представлениях. Фарс (farsa) формируется окончательно в 15 в. и приобретает все признаки народного представления – действенность, буффонность, житейскую конкретность, сатирическое вольнодумие События реальной жизни, становясь темой фарса, превращались в анекдот. В яркой, гротескной манере фарс высмеивал пороки людей и общества. Фарс оказал большое влияние на развитие европейского театра, а в Италии способствовал созданию особого вида сценического искусства – импровизированной комедии.

Вплоть до середины 16 в. в Италии не было профессионального театра. В Венеции, которая шла впереди в создании всякого рода зрелищ, уже на рубеже 15–16 вв. было несколько любительских театральных содружеств. В них участвовали ремесленники и люди из образованных слоев общества. Постепенно из такой среды начали выделяться группы полупрофессионалов. Наиболее значительный этап на пути рождения профессионального театра связан с актером и драматургом Анджело Беолько по прозвищу Руццанте (1500–1542), чья деятельность подготовила появление комедии дель арте. Его пьесы, Анконитанка, Москета, Диалоги входят в репертуар итальянского театра и в настоящее время.

К 1570 определились основные художественные составляющие нового театра: маски, диалекты, импровизация, буффонада. Утвердилось и его название комедия дель арте, что означало «профессиональный театр». Название «комедия масок» более позднего происхождения. Персонажи этого театра, т.н. постоянные типы (tipi fissi) или маски. Самыми популярными масками были Панталоне, венецианский купец, Доктор, болонский юрист, исполнявшие роли слуг дзанни Бригелла, Арлекин и Пульчинелла, а также Капитан, Тарталья, служанка Серветта и две пары Влюбленных. Каждая маска имела свой традиционный костюм и говорила на своем диалекте, лишь Влюбленные не носили масок и изъяснялись на правильном итальянском языке. Свои пьесы актеры играли по сценарию, импровизируя текст по ходу пьесы. В спектаклях всегда было много лацци и буффонады. Обычно актер комедии дель арте всю жизнь играл лишь свою маску. Наиболее известные труппы – «Джелози» (1568), «Конфиденти» (1574) и «Федели» (1601). Среди исполнителей было много великих актеров – Изабелла Андреини, Франческо Андреини, Доменико Бьянколелли, Никколо Барбьери, Тристано Мартинелли, Фламинио Скала, Тиберио Фьорилли и др. Искусство театра масок пользовалось огромной популярностью не только в Италии, но и за ее пределами, им восхищались как в высших слоях общества, так и простой народ. Комедия масок оказала большое влияние на формирование национальных театров Европы. Упадок комедии дель арте начинается со второй половины 17 в., а к концу 18 в. она прекращает существование.

Развитие трагедии, комедии, пасторали потребовало для их исполнения специального здания. Новый тип закрытого театрального здания со сценой-коробкой, зрительным залом и ярусами был создан в Италии на основе изучения античной архитектуры. Одновременно в итальянском театре 17 в. успешно шли поиски в области оформления сцены (в частности были созданы перспективные декорации), разрабатывалась и совершенствовалась театральная машинерия. И в 12, и в 13 вв. по всей стране строились театры, т.н. итальянские (all"italiana), которые затем распространились по всей Европе (См. статью СЦЕНОГРАФИЯ).

Несмотря на экономическую и политическую отсталость, Италия отличалась богатством и разнообразием театральной жизни. К 18 в. Италия обладала лучшим в мире музыкальным театром, в котором различались два вида – серьезная опера и комическая опера (опера буфф). Существовал театр кукольный, повсеместно давались спектакли комедии дель арте. Однако реформа драматического театра назревала давно. В век Просвещения импровизированная комедия уже не отвечала требованиям времени. Нужен был новый, серьезный, литературный театр. Комедия масок в прежнем виде существовать не могла, но ее достижения надо было сохранить и бережно перенести в новый театр. Это сделал Карло Гольдони. Реформу он проводил осторожно. Он начал вводить в свои пьесы, полностью написанные и литературно отделанные тексты отдельных ролей и диалогов, и венецианская публика приняла его новшество с энтузиазмом. Впервые он применил этот метод в комедии Момоло, душа общества (1738). Гольдони создал театр характеров, отказавшись от масок, от сценария и в целом от импровизации. Персонажи его театра утратили свое условное содержание и стали живыми людьми – людьми своей эпохи и своей страны, Италии 18 в. Свою реформу Гольдони осуществлял в жестокой борьбе с противниками. Вторая половина 18 в. вошла в историю Италии как время театральных войн. Против него выступил аббат Кьяри, драматург посредственный и потому неопасный, но главным его оппонентом, равным ему по силе дарования, стал Карло Гоцци. Гоцци встал на защиту театра масок, поставив задачу возродить традицию импровизированной комедии. И на каком-то этапе казалось, что ему это удалось. И хотя Гольдони оставлял в своих комедиях места для импровизаций, а сам Гоцци в итоге записал почти полностью все свои драматические сочинения, их спор был жестоким и бескомпромиссным. Поскольку главный нерв противостояния двух великих венецианцев – в несовместимости их общественных позиций, в разных взглядах на мир и человека.

КАРЛО ГОЛЬДОНИ КАРЛО ГОЛЬДОНИ

КАРЛО ГОЛЬДОНИ. СЦЕНА ИЗ СПЕКТАКЛЯ ВЕРНАЯ ЖЕНАКАРЛО ГОЛЬДОНИ. СЦЕНА ИЗ СПЕКТАКЛЯ ВЕРНАЯ ЖЕНА

Гольдони в своих произведениях был выразителем идей третьего сословия, защитником его идеалов и морали. Вся драматургия Гольдони принизана духом разумного эгоизма и практицизма – нравственных ценностей буржуазии. Против пропаганды со сцены подобных взглядов в первую очередь и выступил Гоцци. Он написал десять поэтических сказок для театра, т.н. фьябы (fiaba/сказка). Успех театральных сказок Гоцци был ошеломляющим. А к своему недавнему любимцу Гольдони венецианская публика неожиданно быстро охладела. Измученный борьбой, Гольдони признал поражение и покинул Венецию. Но это ничего не изменило в судьбах итальянской сцены – реформа национального театра к тому времени уже завершилась. И театр Италии шел по этому пути.

С конца 18 в. в Италии начинается эпоха Рисорждименто – борьба за национальную независимость, за политическое объединение страны и буржуазные преобразования, – продолжавшаяся почти столетие. В театре важнейшим жанром становится трагедия. Крупнейшим автором трагедий был Витторио Альфьери. С его именем связано рождение итальянской репертуарной трагедии. Он создал трагедию гражданского содержания практически в одиночку. Страстный патриот, мечтавший об освобождении своей родины, Альфьери выступал против тирании. Все его трагедии проникнуты героическим пафосом борьбы за свободу.

Эпоха Рисорджименто вызвала к жизни новое художественное направление – романтизм. Формально его появление совпало со временем восстановления австрийского господства. Главой и идеологом романтизма был писатель Алессандро Мандзони. Своеобразие театрального романтизма в Италии в его политической и национально-патриотической направленности. Классицизм считался выражением австрийской ориентации, направлением, означавшим не только консерватизм, но и чужеземное иго, а романтизм объединял оппозицию. Почти все творцы итальянского театра и в жизни следовали тем идеалам, которые провозглашали: то были истинные мученики идеи – сражались на баррикадах, сидели в тюрьмах, терпели нужду, подолгу жили в изгнании. Среди них Г.Модена, С.Пеллико, Т.Сальвини, Э.Росси, А.Ристори, П.Феррари и др.

 АЛЕССАНДРО МАНДЗОНИ АЛЕССАНДРО МАНДЗОНИ

Герой романтизма – личность сильная, борец за справедливость и свободу, причем свободу не столько личную, сколько всеобщую – свободу Родины. Задачей времени было сплотить всех итальянцев в борьбе за общее дело. Поэтому социальные проблемы отходят на второй план и проходят незамеченными. Вопросы собственно формы итальянских романтиков также интересовали значительно меньше. С одной стороны, они отрицали строгие правила классицизма, провозглашая приверженность свободным формам, с другой, в своем творчестве романтики еще были очень зависимы от классицистской эстетики. Главный источник вдохновения драматургов-романтиков – история и мифология; сюжеты трактовались с точки зрения сегодняшнего дня, поэтому спектакли обычно принимали острую политическую окраску. К лучшим трагедиям относятся Кай Гракх В.Монти (1800), Арминия И.Пиндемонте (1804), Аякс У.Фосколо (1811), Граф Карманьолла (1820) и Адельгиз (1822) А.Мандзони, Джованни да Прочида (1830) и Арнольд Брешианский (1843) Д.Б.Николлини, Пия де Толомеи (1836) К.Маренко. Пьесы созданы во многом еще по классицистским образцам, но полны политических аллюзий и тираноборческого пафоса. Наибольший успех выпал на долю трагедии Сильвио Пеллико Франческа да Римини (1815).

УГО ФОСКОЛО УГО ФОСКОЛО

Героическая трагедия во второй половине века уступает место мелодраме. Наряду с комедией мелодрама пользовалась большим успехом у зрителя. Первым драматургом стал Паоло Джакометти (1816–1882), автор около 80 сочинений для театра. Лучшие его пьесы: Елизавета, королева английская (1853), Юдифь (1858) и одна из самых репертуарных мелодрам 19 в. Гражданская смерть (1861). Драматургия Джакометти уже полностью освобождается от классицизма, его пьесы свободно сочетают черты комедии и трагедии, в них есть реалистически очерченные характеры, в них есть роли, поэтому театры охотно брали их к постановке. Среди комедиографов выделялся и Паоло Феррари (1822–1889), плодовитый драматург, продолжатель традиций Карло Гольдони. Его пьесы не сходили со сцены до конца века. Лучшая его комедия Гольдони и шестнадцать его новых комедий (1853) продолжает исполняться в Италии.

В 1870-е в победившей и объединенной Италии возникает новое художественное направление веризм. Теоретики веризма, Луиджи Капуана и Джованни Верга, утверждали, что художник должен изображать только факты, показывать жизнь без прикрас, он должен быть беспристрастным и воздерживаться от своих оценок и комментариев. Большинство драматургов весьма строго следовали этим правилам, и, быть может, именно это лишило их творения подлинной жизни. Лучшие произведения принадлежат перу Д.Верги (1840–1922), он чаще других нарушал предписания теории. Две его пьесы Сельская честь (1884) и Волчица (1896) входят в репертуар итальянских театров и в настоящее время. Пьесы сделаны мастерски. По жанру это трагедии из народной жизни. Их отличает мощный драматургический нерв, строгость и сдержанность выразительных средств. В 1889 П.Масканьи написал оперу Сельская честь.

 ПЬЕТРО МАСКАНЬИ ПЬЕТРО МАСКАНЬИ

В конце 19 в. появляется драматург, чья известность пересекает границы Италии. Габриеле Д"Аннунцио написал полтора десятка пьес, которые называл трагедиями. Все они были переведены на европейские языки. На рубеже веков Д"Аннунцио был очень популярным драматургом. Его драматургию обычно относят к символизму и неоромантизму, хотя в ней есть и черты неоклассицизма. Веристские мотивы в ней сочетаются с эстетизмом.

В целом, однако, достижения драматургии были более чем скромными; итальянский 19 в. остался в истории театра как век актерский. Высокая трагедия великих творений в драматургии не дала. Но трагическая тема в театре все же прозвучала, была услышана и получила мировое признание. Произошло это в опере (Джузеппе Верди) и в искусстве великих итальянских трагиков. Их появлению предшествовала театральная реформа.

Близкий классицизму тип актера сохранялся в итальянском театре довольно долго: исполнительское искусство оставалось в плену декламационности, риторики, канонических поз и жестов. Реформу сценического искусства, равную по значению реформе Карло Гольдони, совершил в середине века блистательный актер и руководитель театра Густаво Модена (1803–1861). Во многом он опередил свое время. Модена вывел на сцену человека со всеми его особенностями, естественной речью, «без лакировки, без котурнов». Он создал новый стиль актерской игры, главными особенностями которого стали простота и правда. В его театре была объявлена война премьерству, наметилась тенденция отхода от жесткого амплуа, впервые встал вопрос об актерском ансамбле. Влияние Густаво Модены на современников-коллег было огромным.

Аделаида Ристори (1822–1906) ученицей Модены не была, но считала себя близкой его школе. Первая великая трагическая актриса, чье искусство было признано за пределами Италии, она была истинной героиней своего времени, выразив его патриотический революционный пафос. В истории театра она осталась исполнительницей нескольких трагических ролей: Франческа (Франческа да Римини Пеллико), Мирра (Мирра Альфьери), Леди Макбет (Макбет Шекспира), Медея (Медея Легуре), Мария Стюарт (Мария Стюарт Шиллера). Ристори привлекали характеры сильные, цельные, героические, исполненные великих страстей. Актриса называла свою манеру реалистической, предлагая термин «колоритный реализм», имея в виду «итальянскую горячность», «пламенное выражение страстей».

Противоположностью Ристори была Клементина Каццола (1832–1868), романтическая актриса, которая создавала образы тончайшего лиризма и психологической глубины, ей были под силу характеры сложные. Она противостояла Ристори, которая всегда выносила на поверхность основную черту характера персонажа. В итальянском театре Каццола считается предшественницей Э.Дузе. К лучшим ее ролям относятся Пия (Пия де Толомеи Маренко), Маргарита Готье (Дама с камелиями Дюма), Адриена Лекуврер (Адриена Лекуврер Скриба), а также роль Дездемоны (Отелло Шекспира), которую она играла вместе со своим мужем, Т.Сальвини, великим трагиком.

Томмазо Сальвини, ученик Г.Модены и Л.Доменикони, одного из наиболее ярких представителей сценического классицизма. Актера интересует не обычный человек, а герой, чья жизнь отдана высокой цели. Прекрасное он ставил выше приземленной правды. Он высоко поднял образ человека. В его искусстве органично соединились великое и обыденное, героическое и повседневное. Он виртуозно умел управлять вниманием публики. Это был актер могучего темперамента, уравновешенного твердой волей. Образ Отелло (Отелло Шекспира) – высшее создание Сальвини, «монумент, памятник, закон на вечные времена» (Станиславский). Отелло он играл всю жизнь. К лучшим работам актера относятся также главные роли в пьесах Гамлет, Король Лир, Макбет Шекспира, а также роль Коррадо в пьесе Гражданская смерть Джакометти.

Творчество другого гениального трагика – Эрнесто Росси (1827–1896) представляет уже иную ступень в развитии сценического искусства Италии. Он был самым любимым и самым последовательным учеником Г.Модены. В каждом персонаже Росси старался увидеть не идеального героя, а просто человека. Тончайший психологический актер, он с мастерством мог показывать внутренний мир, передавать малейшие нюансы характера персонажа. Трагедии Шекспира – основа репертуара Росси, им он отдал 40 лет свой жизни и играл в них до последнего дня. Это главные роли в пьесах Гамлет, Ромео и Джульетта, Макбет, Король Лир, Кориолан, Ричард III, Юлий Цезарь, Венецианский купец. Играл он также в пьесах Дюма, Джакометти, Гюго, Гольдони, Альфьери, Корнеля, сыграл и в маленьких трагедиях Пушкина, и Ивана Грозного в драме А.К.Толстого. Художник-реалист, мастер перевоплощения, он не принял веризм, хотя сам всем своим искусством подготовил его появление.

Веризм, как художественное явление, с наибольшей полнотой на сцене выразил Эрметте Цаккони (1857–1948). Репертуар Цаккони – это, прежде всего современная пьеса. С огромным успехом он играл в произведениях Ибсена, А.К.Толстого, И.С.Тургенева, Джакометти... Крупнейшей фигурой был и его старший современник Эрметте Новелли (1851–1919), актер широкого диапазона, блистательный комик. Его творческая манера вмещала в себя все: от комедии дель арте до высокой трагедии и натурализма.

Самой крупной трагической актрисой рубежа веков была легендарная Элеонора Дузе. Тончайшая психологическая актриса, чье искусство казалось чем-то большим, чем искусство перевоплощения.

ДУЗЕ, ЭЛЕОНОРАДУЗЕ, ЭЛЕОНОРА

19 в. – время расцвета диалектальной культуры. Наибольшего развития она получает в Сицилии, Неаполе, Пьемонте, Венеции, Милане. Диалектальный театр – детище комедии дель арте, от нее он воспринял многое: импровизационный характер игры по заранее составленному сценарию, любовь к буффонаде, маски. Спектакли исполнялись на местном диалекте. Во второй половине 19 в. диалектальная драматургия только начинала обретать свою литературную основу. Диалектальный театр той поры – это прежде всего театр актерский. Хорошо был известен не только в Италии, но и за ее пределами сицилиец Джованни Грассо (1873–1930), «первобытный трагик», актер стихийного темперамента, гениальный исполнитель кровавых мелодрам. Огромным успехом пользовался северянин Эдоардо Ферравилла (1846–1916), блистательный комический актер, автор и исполнитель своих текстов. Антонио Петито (1822–1876) – самая легендарная фигура неаполитанского театра, гениальный импровизатор, работавший в технике комедии дель арте, непревзойденный исполнитель маски Пульчинеллы. Его ученик и последователь Эдуардо Скарпетта (1853–1925), гениальный актер, «король комиков», создатель своей маски Феличе Шошамокки, известный драматург. Лучшая его комедия – Беднота и знать (1888).

20 век. Начало 20 в. вошло в историю сценического искусства как время театральной революции. В Италии роль новаторов сцены взяли на себя футуристы. Их цель – создание искусства будущего. Футуристы отрицали академический театр, существовавшие театральные жанры, пытались отказаться от акте ра или свести его роль к марионетке, отказаться также от слова, заменив его пластическими композициями и сценографией. Традиционный театр они считали статичным, полагая, что в век машинной цивилизации главное – движение. Виднейшими деятелями футуризма были Ф.Т.Маринетти (1876–1944) и А.Дж.Брагалья (1890–1961). Их театральные манифесты: Манифест театра-варьете (1913) и Манифест футуристического синтетического театра (1915) до сих пор не потеряли значения. Драматургия футуристов – это в основном произведения Маринетти, называемые синтезами (короткие сценки, исполняемые чаще без слов). Наибольший интерес представляет сценография: в футуристическом театре работали лучшие художники того времени: Дж. Балла, Э.Прамполини (1894–1956), Ф.Деперо (1892–1960). У зрителя театр футуристов успеха не имел: спектакли часто вызывали возмущение и нередко проходили со скандалами. Роль футуристов стала ясна позднее – во второй половине века: именно тогда их идеи получили дальнейшее развитие. Вместе с т.н. «драматургами гротеска» и драматургами «сумеречниками» футуристы подготовили появление крупнейшей фигуры театра 20 в. Л.Пиранделло. Большое значение в 1920–1930 имела деятельность и иностранных режиссеров: это постановки М.Рейнхардта, В.И.Немировича-Данченко, а также русских эмигрантов, постоянно живших в Италии, – актеров и режиссеров Петра Шарова (1886–1969) и Татьяны Павловой (1896–1975), познакомивших итальянцев с русской театральной школой и учением Станиславского.

Луиджи Пиранделло для театра начал писать в 1910. В первых пьесах, посвященных жизни на Сицилии и написанных на сицилийском диалекте, отчетливо ощущается влияние веризма. Главные темы его творчества – иллюзия и реальность, лицо и маска. Он исходит из того, что все в мире относительно, а объективной истины нет.

 ЛУИДЖИ ПИРАНДЕЛЛО ЛУИДЖИ ПИРАНДЕЛЛО

Среди других значительных актеров той эпохи Руджеро Руджери (1871–1953), Мемо Бенасси (1891–1957), а также сестры Граматика: Ирма (1870–1962) и Эмма (1875–1965). Из драматургов известность приобрел Сем Бенелли (1877–1949), автор репертуарной пьесы Ужин шуток (1909), и Уго Бетти (1892–1953), лучшая пьеса которого Коррупция во дворце правосудия (1949).

Между двумя мировыми войнами значительное место в культуре Италии занимал диалектальный театр (хотя политика фашистского государства была направлена на подавление диалектов). Особенным успехом пользовался неаполитанский театр. С 1932 начинает работать «Юмористический театр братьев Де Филиппо». Однако самая крупная фигура того времени – Раффаэле Вивиани (1888–1950), человек со «страдающим лицом и сверкающими глазами бродяги», создатель своего театра, акте р и драматург. Пьесы Вивиани рассказывают о жизни простых неаполитанцев, в них много музыки и песен. К лучшим его комедиям относятся Улица Толедо ночью (1918), Неаполитанская деревня (1919), Рыбаки (1924), Последний уличный бродяга (1932).

Период Сопротивления и первые годы после второй мировой войны вошли в историю Италии вторым Рисорджименто – так решительны и необратимы были изменения, произошедшие во всех сферах жизни и искусства. После долгих лет общественного застоя все пришло в движение и потребовало перемен. И если в годы фашистской диктатуры театр буквально задыхался от фальши, риторики и помпезности (такова была линия официального искусства), то теперь он, наконец, заговорил человеческим языком и обратился к живому человеку. Искусство послевоенной Италии поразило мир своей искренностью. На экран и на сцену пришла жизнь, как она есть, со всей ее нищетой, борьбой, победами и поражениями и простыми человеческими чувствами. После войны театр развивается в русле неореализма, одного из самых демократических и гуманистических направлений искусства двадцатого века. Диалектальный театр обретает новое дыхание. Неаполитанец Эдуардо Де Филиппо получает национальное признание, и его драматургия быстро завоевывает сцены мира. Свои пьесы он называл «инсценировкой реальной жизни». В его грустных комедиях речь идет о жизни, об отношениях в семье, о нравственности и назначении человека, о проблемах войны и мира.

 ДЕ ФИЛИППО ЭДУАРДО ДЕ ФИЛИППО ЭДУАРДО

Профессия режиссера, появившаяся в европейском театре на рубеже столетий, в Италии утверждается лишь во второй половине века. Первым режиссе ром в европейском смысле этого слова стал Лукино Висконти (1906–1976), художник-реалист, тонко чувствующий красоту, убежде нный антифашист и гуманист, работавший и в театре, и в кино. В театре Висконти спектакль понимается как целое, подчине нное единому замыслу, объявляется война премьерству, акте ры учатся работать в ансамбле. Наиболее значительные работы Висконти в драматическом театре: Преступление и наказание Достоевского (1946), Стеклянный зверинец (1946), Трамвай Желание Т.Уильямса (1949), Розалинда, или Как вам это понравится (1948), Троил и Крессида Шекспира, Орест Альфьери (1949), Трактирщица Гольдони (1952), Три сестры (1952), Дядя Ваня (1956), Вишне вый сад (1965) Чехова.

В первые послевоенные годы в Европе началось движение за доступные и понятные народные театры. В Италии оно слилось с борьбой за стационарные театры, получившие название Стабиле (stabile/постоянный). Первым Стабиле стал «Пикколо театро» в Милане, основанный в 1947 П.Грасси и Дж.Стрелером. Художественный театр на службе общества – вот задача, которую ставил перед собой «Пикколо театро». В творчестве Стрелера сошлись несколько линий европейской театральной культуры: национальная традиция комедии дель арте, искусство психологического реализма и эпический театр.

 ДЖОРДЖО СТРЕЛЕР ДЖОРДЖО СТРЕЛЕР

В 1960–1970-х европейский театр переживал подъе м. В итальянский театр пришло новое поколение режиссе ров и акте ров. Молодые люди, наиболее остро ощущая исчерпанность традиционного языка сцены, начали осваивать новое пространство, иначе работать со светом, звуком, искать новые формы взаимоотношений со зрителем. В те годы активно работали Джанкарло Нанни, Альдо Трионфо, Меме Перлини, Габриеле Лавиа, Карло Чекки, Карло Квартуччи, Джулиано Василико, Лео Де Берардинис. Однако наиболее значительные фигуры поколения шестидесятых: Роберто Де Симоне, Лука Ронкони, Кармело Бене, Дарио Фо. Все они немало сделали для обогащения театрального языка, их открытия широко используются в театральной практике.

Дарио Фо является самым ярким представителем политического театра. Фо интересует человек как социальный тип, с яркими, заостре нными, преувеличенными чертами, помеще нный в острую, фарсовую, парадоксальную ситуацию. Он широко пользуется такими прие мами народного театра, как импровизация и буффонада.

 ДАРИО ФО ДАРИО ФО

Лука Ронкони предложил принципиально новый характер взаимоотношений между акте рами и зрителями. Это был симультанный театр нового типа: действие отдельных эпизодов спектакля разворачивалось одновременно на нескольких двигающихся сценических площадках, расположенных в разных концах зала, а зрители свободно передвигались между этими площадками. В дальнейшем Ронкони много и очень интересно работал в области сценической формы, театрального пространства прежде всего.

ЛУКА РОНКОНИ ЛУКА РОНКОНИ

Кармело Бене (р. 1937) – признанный глава итальянского авангарда второй половины 20 в. Бене называют великим акте ром. Он сам пишет, ставит и исполняет главные роли в своих произведениях. Его творчество существует в неразрывном единстве автора, акте ра и режиссе ра. Бене является автором множества спектаклей в основном по произведениям мировой литературы и театра: Пиноккио Каллоди (1961), Фауст и Маргарита (1966), Саломея Уайльда (1972), Турецкая богоматерь Бене (1973), Ромео и Джульета (1976), Ричард Ш (1978), Отелло (1979), Манфред Байрона (1979), Макбет (1983), Гамлет (ставился неоднократно) и т.д. Все это оригинальные сочинения Бене, созданные по мотивам известных произведений и очень отдале нно их напоминающих. Бене отказывается от традиционной драматургической формы: в его спектаклях нет событий, построенных по принципу причинно-следственной связи, нет сюжета и диалога в обычном понимании, слово порой заменяется звуком, а образ буквально распадается на части, становится неодушевле нным предметом или исчезает вовсе. Реквием по человеку – так можно было бы определить основное содержание его искусства.

Из более молодых, в настоящее время успешно работающих в итальянском театре, можно назвать режиссе ра Федерико Тьецци (1951), режиссе ра и акте ра Джорджо Барберио Корсетти (1951), режиссера Марио Мартоне (1962), в течение нескольких лет возглавлявшего римский театр «Стабиле», поставившего ряд очень интересных спектаклей, среди которых и имевший огромный успех спектакль Десять заповедей Р.Вивиани (2001).

Во второй половине 20 в. итальянский театр, став режиссерским, не перестал быть и театром больших актеров. В спектаклях самых крупных режиссеров всегда работали и лучшие актеры страны. Это относится и к Эдуардо де Филиппо, и к Джорджо Стрелеру, и Лукино Висконти, а также к режиссерам-шестидесятникам, пришедшим в театр на волне контестации. Ядром труппы Висконти была супружеская пара Рина Морелли и Паоло Стоппа, тонкие психологические актеры, игравшие во всех его спектаклях в драматическом театре. Огромный успех в спектаклях Висконти имел и Витторио Гассман (особенно в спектаклях Орест Альфьери и Троил и Крессида Шекспира). После ухода от Висконти Гассман много играл в классическом репертуаре; наиболее заметными стали его работы в спектаклях Отелло и Макбет Шекспира.

По давней традиции итальянского театра труппа обычно группировалась вокруг одного большого актера (или актрисы), а спектакли обычно ставились в расчете на данные премьера. В таком театральном коллективе первый актер, актер-звезда (называемый в Италии divo или mattatore) бывал нередко окружен весьма слабыми исполнителями.

В течение нескольких десятилетий (вплоть до настоящего времени) на сценах итальянских театров выступают очень популярные актеры Джорджо Альбертацци и Анна Проклемер, исполняющие главные роли в основном в пьесах мирового классического репертуара. Много работали в театре многие очень известные и любимые итальянской публикой актеры разных поколений, среди которых Анна Маньяни, Сальво Рондоне, Джанкарло Тедески, Альберто Лионелло, Луиджи Пройетти, Валерия Морикони, Франко Паренти, чьим именем теперь назван один из театров в Милане. Паренти работал и в «Пикколо театро» с Джорджо Стрелером. В театре Стрелера всегда играли замечательные актеры. Это Тино Буаццелли, знаменитый исполнитель роли Галилея в спектакле Жизнь Галилея Б.Брехта. Тино Карраро, в течение долгих лет игравший главные партии в пьесах Шекспира (Король Лир, Буря), Брехта, Стриндберга и др. Выдающейся исполнительницей женских ролей в театре режиссера была Валентина Кортезе, среди вершин, творчества которой стала роль Раневской в Вишневом саде (постановка 1974). Среди более молодых выделяется Памелла Виллорези, замечательная исполнительница женских образов в комедиях Карло Гольдони, в пьесах Лессинга, Мариво и др. В последний период творчества режиссера его музой стала актриса Андреа Йонассон, исполнявшая драматические роли в постановках Брехта, Лессинга, Пиранделло и др. Особое место среди актеров «Пикколо театро» занимают два великих исполнителя маски Арлекина – Марчелло Моретти и Ферруччо Солери в легендарном спектакле Арлекин по комедии Гольдони Слуга двух господ.

Лука Ронкони также объединяет вокруг себя группу своих актеров. Это, прежде всего две актрисы старшего поколения Франка Нути и Мариза Фаббри, исполнявшая главные роли в таких спектаклях режиссера как Вакханки Еврипида (1978), Привидения Ибсена, Последние дни человечества Крауса и др., Марианджела Мелато, игравшая в лучших работах режиссера, таких как Неистовый Роланд и Орестея. Много работал с Ронкони и Массимо де Франкович, среди крупных удач которого – роль Лира в спектакле Король Лир, а также молодой Массимо Пополицио, актер широкого диапазона, которому доступны ритмы, как драмы, так и комедии (огромный успех принесло ему исполнение ролей двух братьев в комедии Гольдони Венецианские близнецы).

Особо необходимо выделить актеров неаполитанской школы. Среди наиболее известных – актеры старшего поколения Сальваторе де Муто, Тото (Антонио де Куртис), Пеппино де Филиппо и Пупелла Маджо, много работавшая в театре Эдуардо де Филиппо. Из более молодых – актеры Мариано Риджилло, Джузеппе Барра, Леопольдо Мастеллоне и др.

Вторая половина 20 в. вошла в историю итальянского театра как время ренессанса искусства сценографии. С лучшими режиссерами страны всегда работали и лучшие художники. Наиболее яркие фигуры – Лучано Дамиани и Эцио Фриджерио; их имена стоят на афишах всех лучших спектаклей Стрелера. А также это – Энрико Джоб, Пьер Луиджи Пицци, Гае Ауленти, Маргерита Палли.

Мария Скорнякова

ЛИТЕРАТУРА

D'Amico S. Epoche del teatro italiano. Dalle origini ai giorni nostri. Firenze, 1954
История западноевропейского театра, т.т. I–VIII, «Искусство», 1956–1988
Molinari C. Lo spettacolo drammatico nei momenti della sua storia dale origini ad oggi. Milano, 1975
Бушуева С. Полвека итальянского театра 1880–1930. Л., 1978
Бушуева С. Современный итальянский театр. Л., 1983

Также вы можете:

Поиск по алфавиту: