Культура и Образование

Печатать страницу
ХМЕЛЕВ, НИКОЛАЙ ПАВЛОВИЧ (1901–1945), русский актер. Народный артист СССР (1937). Родился 23 июля (10 августа) 1901 в г.Сормово. Отец был мастером паровозно-строительного цеха Сормовского завода, мать, дочь присяжного поверенного, окончила музыкальную школу и давала уроки музыки в семьях инженеров. Когда Хмелев подрос, его поместили в частное сормовское реальное училище Н.Н.Субботиной, а после его закрытия – во 2-ю Нижегородскую гимназию в Канавине. В 1916 семья переехала в Москву, Хмелев поступил в 6-ю Московскую гимназию. Увлекался живописью, мечтал поступить в Строгановское училище. Преподаватель литературы В.В.Симоновский привил мальчику любовь к театру. В гимназии Хмелев принял участие в концерте, на котором выступил с монологом Берендея из Снегурочки, Осипа из Ревизора, Мельника из Русалки, Вальсингама из Пира во время чумы.

В 1919 Хмелев поступил на историко-филологический факультет Московского университета. В августе того же года МХТ объявил прием «сотрудников». Благодаря В.М.Мчеделову Хмелев был принят в школу МХТ в «сотрудники» 2-й Студии. В школе при 2-й Студии преподавали и работали с молодыми актерами Е.Б.Вахтангов, Л.М.Леонидов, В.В.Лужский, Е.П.Муратова, Мчеделов, Н.А.Подгорный, Н.О Массалитинов. Об ученических работах Хмелева – Фирс (Вишневый сад), Карп (Лес), Снегирев (Братья Карамазовы), рассказы Чехова – с похвалой отзывались К.С.Станиславский и Вл.И.Немирович-Данченко. Работа над ролью у Хмелева начиналась с того, что он рисовал портрет своего героя. Уже тогда он уделял большое внимание гриму, позднее с успехом преподавал грим в студии Мчеделова, в школе 2-й Студии, в студии Завадского. Первой ролью в Студии стала бессловесная роль Посыльного в Комедии о человеке, который женился на немой А.Франса (1919). Из 19 ролей, сыгранных на сцене 2-й Студии, 12 было бессловесных и выходных.

Бессловесной, построенной на движении и жестикуляции была и его первая работа в МХТ – образ Огня в Синей птице М.Метерлинка. Первой значительной ролью во 2-й Студии был Шпигельберг в Разбойниках Фр.Шиллера (1923). Рецензенты ее не заметили, но в самом театре работа Хмелева была признана, он получил одну из ведущих ролей – Ушакова в спектакле Елизавета Петровна Д.Смолина (1924–1925). Когда в 1924 основная группа актеров вернулась на родину, по предложению Немировича-Данченко актеры 2-й Студии стали актерами Московского Художественного театра. После смерти Г.С.Бурджалова (1924) Хмелев играл Костылева в На дне М.Горького. В этой роли, решенной остросатирически, он шел от внешней характерности, в его облике было нечто трагически-хищное. Роль крестьянина Марея в Пугачещине К.Тренева (1925), над которой он работал непосредственно с Немировичем-Данченко, принесла Хмелеву известность.

Особое место в биографии актера занимает роль Алексея Турбина в спектакле Дни Турбиных М.А.Булгакова (1926), которая принесла ему настоящее признание. К десятилетию Октябрьской революции, 8 ноября 1927, МХТ показал Бронепоезд 14-69 Вс.В.Иванова. Хмелев играл большевика-интеллигента Пеклеванова. Очередная актерская удача – роль князя К. в Дядюшкином сне по Ф.М.Достоевскому (1929), сыгранная гротесково и трагично. В 1932 исполнилась давняя мечта Хмелева сыграть Фирса в Вишневом саде: актера интересовала трагедия бессильной старости, безысходного одиночества. В 1935 он выступил в роли Царя Федора в программном спектакле театра. Инициатива поручить ему эту роль принадлежит И.М.Москвину, игравшему Царя Федора со дня выхода спектакля (1898). В том же году Хмелев сыграл Скроботова во Врагах Горького. Событием театральной жизни стал спектакль МХАТа Анна Каренина (1937) с Хмелевым в роли Каренина.

В 1932 организовался Театр-студия под руководством Н.П.Хмелева (в 1937 влился в Московский театр им. Ермоловой, Хмелев был его художественным руководителем до 1945). В студии он поставил спектакль Не было гроша, да вдруг алтын Островского, имевший большой успех, осуществил постановки спектаклей Дон Хиль – зеленые штаны Т.де Молины и Дальняя дорога А.Арбузова, в театре им. Ермоловой выпустил Шторм В.Билль-Белоцерковского, Дети солнца Горького, Кубанцев В.Ротко и Как вам это понравится У.Шекспира. Вершиной творчества Хмелева стала роль Тузенбаха в Трех сестрах А.П.Чехова (1940). В октябре 1941, когда МХТ находился в эвакуации, Хмелев был назначен заведующим художественной частью театра, тогда же за выдающиеся творческие достижения был удостоен Государственной премии. В 1940-е годы сыграл Забелина в Кремлевских курантах Н.Погодина (Государственная премия, 1942), Дубельта в Последних днях Булгакова, принимал участие в постановке пьесы Русские люди К.Симонова, Фронта А.Корнейчука. После смерти Немировича-Данченко был назначен художественным руководителем МХАТа. В 1944 поставил во МХАТе Последнюю жертву Островского (Государственная премия, 1946; посмертно).

В 1945 актер работал над образом Ивана Грозного в пьесе А.Н.Толстого Трудные годы. Ставили спектакль А.Д.Попов и М.О.Кнебель. Хмелев изучал материальную культуру эпохи Ивана Грозного, своеобразие русской речи 16 в. Хмелева захватили трагические противоречия в жизни русского царя, проблема исторической ответственности власти. На 1 ноября 1945 была назначена генеральная репетиция в костюмах и гриме, во время которой Хмелев умер.

НИКОЛАЙ ПАВЛОВИЧ ХМЕЛЕВНИКОЛАЙ ПАВЛОВИЧ ХМЕЛЕВ

ЛИТЕРАТУРА

Малюгин Л. Хмелев. Л., 1948
Комиссаржевский В. Хмелев за режиссерским столом. М., 1956
Новицкий П. Хмелев. М., 1964

Также вы можете:

Поиск по алфавиту: