Культура и Образование

Печатать страницу
ГАБРИАДЗЕ, РЕВАЗ ЛЕВАНОВИЧ (р. 1936), грузинский прозаик, драматург, сценарист, режиссер, художник, мастер книжной графики, кукольник, заслуженный деятель искусств Грузии (1979), лауреат Государственной премии СССР (1989. Обладатель «Гран-при» Московского международного фестиваля и премии «Ника», царскосельской премии (1996, С-Петербург), независимой национальной премии «Триумф» (1997). Номинант премии «Золотая маска» (1997), петербургской театральной премии «Золотой софит» (1997), а также многих зарубежных фестивалей

Родился 29 июня 1936 в Кутаиси. Учился в Кутаисском педагогическом институте (исторический факультет) и Тбилисском университете (факультеты филологический и журналистики). В 1968 окончил Высшие всесоюзные курсы сценаристов и режиссеров.

Автор сценариев художественных фильмов: Необыкновенная выставка (1968), Не горюй! (1969), Чудаки (1974), Родник у дороги (в составе киноальманаха В тени родных деревьев, 1975), Мимино (совместно с В.Токаревой и Г.Данелия, 1977), Термометр (телефильм 1976), Бабочка (телефильм, 1977), Сюита (в составе киноальманаха В один прекрасный день, 1977), Дюма на Кавказе (1979), Кин-дза-дза (1986), Паспорт (1990). Режиссеры большинства фильмов – Г.Данелия и Э.Шенгелая. Автор художественных короткометражных фильмов: Пари, Субботний вечер, Термометр, Три рубля, Лимонный торт, Покорители гор, Три жениха и Удача (режиссеры: Р.Габриадзе, Р.Шарабидзе, А.Дарсавелидзе, Н.Неонова, Г.Цулая, Р.Чархалашвили и Б.Цуладзе, 1974).

В 1981 организовал Тбилисский театр марионеток. Постановки (Габриадзе – автор пьес, режиссер, художник, скульптор): Альфред и Виолетта (по мотивам оперы Дж. Верди Травиата, 1981), Бриллиант маршала де Фантье, или Поэма о старом Тбилиси (1982), Дочь императора Трапезунда (1983), Осень нашей весны (1985), Песня о Волге или Сталинградская битва (1996). С Театром марионеток участвовал в Эдинбургском, Авиньонском, Нью-Йоркском международных фестивалях. Поставил также драматические спектакли Какая грусть – конец аллеи (Лозанна, Швейцария), Кутаиси (Бретонь, Франция и театр «Клебер Мело», Швейцария).

С 1994 по 1995 – художественный руководитель Московского Государственного театра кукол им. С.В.Образцова.

Искусство Габриадзе органично связано с национальными художественными традициями. В своих интервью и в книге воспоминаний он не раз говорил, что корни его творчества уходят в послевоенное кутаисское детство. Его герои философичны, трогательны и парадоксальны. Его сценарии и тексты пьес ироничны, как художник он многое почерпнул у грузинского художественного примитива, школы Н.Пиросмани.

Его театр марионеток – уникальное явление в культуре. Это совмещение разных искусств, скульптуры, живописи, кинематографа, поэтому в его спектаклях «высокая плотность театрального времени». Основное в индивидуальности Габриадзе – умение соединять несоединимое, получая в результате уникальный сплав игры смыслов, переходов настроения, метафоричное действо. Герои его марионеток часто птицы, животные, муравьи, которые живут, мыслят, страдают как люди, и этот художественный прием поднимает спектакль на более высокую степень обобщения и выразительности, нежели обычный актерский театр. Его театр марионеток – не для детей, а для взрослых (он не смог прижиться в московском театре кукол им. С.Образцова, куда его назначили вначале художественным руководителем, а затем он был вынужден уйти). Его театр для тех, кто способен понять, что Альфред и Виолетта – своеобразная пародия на сюжет Верди, перенесенная на грузинскую почву, что Дочь императора Трапезунда напоена мотивами грузинской лирики, в особенности любимого Габриадзе поэта Галактиона Табидзе, что герой Осени нашей весны, невыразимо трогательный Птичка Боря – воспоминание автора о себе самом, о своем послевоенном детстве и о первой любви, что о страшной последней войне можно сказать голосом Лии Ахеджаковой: «Сколько людей не стало, сколько пушек не стало. А нас, муравьев, кто-нибудь сосчитал?» Каждый спектакль крохотного театра становился событием театральной жизни. Это всегда забавное, грустное, ироничное, трогательное, изысканное по тонкости приемов представление.

Безусловная вершина творчества Габриадзе в этом жанре – спектакль Песня о Волге или Сталинградская битва (1996). К тому времени театр распался, и спектакль делался с русскими актерами, премьера состоялась в Петербургском театре сатиры на Васильевском острове. Как всегда, это смесь пронзительных бытовых деталей, философских диалогов, фантазий, видений, где на равных зрителю являются муравей и Сталин, немецкий генерал и цирковая лошадь – работник сцены по транспорту Алеша, влюбленный в звезду арены, цирковую лошадь Наташу. Это соединение реквиема и детской игры: действие происходит на большом столе, засыпанном песком, который, благодаря светорежиссуре превращается в выжженную степь, в реку, в могильный холм, который насыпает рука кукловода над каждым очередным погибшим персонажем. В спектакле появились ставшие знаменитыми метафоры: нашествия (лист железа с наперстками – немецкими касками, который бесконечно разворачивается под музыку Седьмой симфонии Шостаковича, а затем сворачивается в каток, давящий все на своем пути), поезд – ведро с дырками – окнами, светящимися изнутри, крутящееся на круге – так возникает иллюзия движения. В камерном кукольном спектакле, рассчитанном максимум на 100 зрителей, Габриадзе поднимается до метафорических высот эпопеи. «Я в жизни никогда не притрагивался к таким серьезным темам, да еще к Реквиему», – признается он.

В 2002 возрожденный Тбилисский театр марионеток еще раз представил грузинское театральное искусство в Нью-Йорке на ежегодном фестивале Линкольн-центра, где с большим успехом показал два спектакля: Сталинградская битва: реквием и Осень моей весны. Спектакль Осень моей весны в Нью-Йорке был назван «деликатным синтезом живописи, поэзии, музыки и драмы». Ему выпала честь закрыть этот престижный международный фестиваль.

В начале 1990-х Театр марионеток распался, и Габриадзе много работал в Европе (ставил спектакли, создал рисунки пушкинского цикла в стиле иронического примитива, сделал выставку миниатюрной фарфоровой скульптуры), жил в Петербурге. Об этом петербуржцам напоминает миниатюрная скульптура Чижика-Пыжика, примостившаяся под мостом на Фонтанке. Художник любит наблюдать характеры животных и птиц, очеловечивает их, делает их героями спектаклей, своей живописи и скульптуры. Одна из его картин названа В окне на маленькой веточке у воробья болел живот. В 1993 к первому Чеховскому фестивалю устроил в Театральном музее им. А.А.Бахрушина выставку своих кукол и живописных работ. Экспонировались кумир театральной публики Птичка Боря, кукла его друга А.Битова, одетая в лезгинку, упомянутая картина с воробьем, графический цикл Трудолюбивый Пушкин и живописный цикл, посвященный Г.Табидзе, предметы БАГАЖА (содружества Битов, Габриадзе, Жванецкий) страницы из рукописной книги с такими афоризмами: «Если долго смотреть на табуретку, становится страшно». Или: «Я бросил печаль в реку, она не утонула». Это была выставка не только художника, но писателя и даже поэта, человека, который находит поэзию во всем.

См. также КУКЛА ТЕАТРАЛЬНАЯ.

Елена Ярошевич

ЛЕВАН ГАБРИАДЗЕ И СТАНИСЛАВ ЛЮБШИН в фильме Кин-дза-дзаЛЕВАН ГАБРИАДЗЕ И СТАНИСЛАВ ЛЮБШИН в фильме Кин-дза-дза

ЛИТЕРАТУРА

Калмановский Е. Удивительные события в Тбилиси, на улице Шавтели. – Театр, 1983, № 8
Дмитревская М. Песнь песней Р.Габриадзе. – Театр, 1990, № 8
Годер Д. Путешествие по Р.Габриадзе. – Театр, 1993, № 7
Михайлова А. Два оперных дебюта и один кукольный триумф. – Сцена, 1997, № 11

Также вы можете:

Поиск по алфавиту: