Родился 8 ноября 1935 в Шу, Франция. В детстве его периодически исключали из разных школ. В начале 1950-х служил во французских воздушно-десантных войсках в Индокитае. После увольнения из армии работал продавцом, официантом и портье. Дебютировал в кино в 1957 в фильме Когда не справляется дьявол, пришлите женщину. Решающим стал 1960, когда вышли фильмы На ярком солнце Рене Клемана (экранизация романа Патрисии Хейсмит Талантливый мистер Рипли) и Рокко и его братья Лукино Висконти. Два фильма, как две стороны одной медали, раскрыли его как тонкого и сложного драматического актера, хотя он мог оставаться на экране обычным красавчиком. В картине Клемана сыграл бедного, дьявольски обаятельного, но сообразительного и абсолютно аморального типа, который, убив богатого плейбоя, выдает себя за него. Тем более удивителен его другой герой нежный ангелоподобный Рокко из фильма Висконти. Французский актер и итальянский режиссер срабатываются и спустя год Делон играет в парижской театральной постановке Висконти Она шлюха. В европейское кино пришел молодой талант, и Делон подтверждает это работой в Затмении (1962) Микеланджело Антониони. Певец человеческой некоммуникабельности снимает его в роли биржевого маклера, за азартом игры не замечающего, какой пустой и бесчувственной стала его жизнь. Сотрудничество с Висконти Делон продолжил в эпической картине Леопард (1963). Молодой и красивый племянник князя Салины трагический образ нового времени, циничного и беспринципного, приходящего на замену старым ценностям. В 1964 снялся в костюмной приключенческой киноленте Черный Тюльпан, ставшей для заявившего о себе как серьезном драматическом исполнителе, началом тиражирования облика романтического героя. Из-за этого он, безусловно, потерял много хороших ролей. Но надо отдать Делону должное периодически он вспоминал, что умеет и обязан играть. Хотя даже развлекательные фильмы с его участием зачастую преврашались в классику кино, как например, замечательные Искатели приключений (1967), где он сыграл в паре с Лино Вентура, Борсалино (1970, дуэт с Жаном-Полем Бельмондо) или Сицилианский клан (1970), где партнером Делона стал патриарх французского кино Жан Габен.
В 1967 снялся в одном из лучших европейских фильмов, экзистенциальной драме Жана-Пьера Мельвиля Самурай. Его герой, замкнутый и внешне холодный наемный убийца со своим кодексом чести, в пальто и шляпе, стал прообразом многих киногероев и вдохновил многих режиссеров, например, таких как Джон Ву (фильм Наемный убийца, 1989). Практически такой же портрет одиночества, который пытался создать в те же годы Антониони, только уложенный в рамки криминального жанра. С Мельвилем Делон работал еще дважды: в криминальных фильмах Красный круг (1970) и Полицейский (1972). В 1969 вместе с Роми Шнайдер снялся в очень красивом психологическом детективе Бассейн.
В абсолютно провальном фильме Джозефа Лоузи Убийство Троцкого (1972) Делон убедительно и достоверно сыграл Рамона Меркадера. Несмотря на крайне неудачный фильм Делон сыграл у Лоузи еще раз в драме Мсье Кляйн (1976) и получил премию «Сезар» за лучшую роль года. Кляйн маленький человек, скромный служащий, во время немецкой окупации Франции в годы Второй мировой войны подвергается аресту, потому что его спутали с его двойником-евреем. Большой популярностью, в том числе и у советского зрителя, пользуется Зорро (1975), в котором Делон сыграл отважного мстителя. Нельзя не отметить драму Двое в городе (1973), в которой он вновь работал с Габеном (фильм также шел в советском прокате). Этот не самый удачный фильм, тем не менее, актер еще раз проявил способность без лишней наигранности создать достоверный и располагающий портрет довольно сложного человека. Делон практически не работал в Голливуде за исключением провального фильма-катастрофы Аэропорт-79: Конкорд (1979).
В 1980-е красиво стареющий Делон снимается в ряде полицейских боевиков, один из которых За честь полицейского (1981) поставил сам. Однако не перестает сниматься в серьезных фильмах, бросая вызов уже созданному вокруг своего имени образу легенды (этот образ романтического героя обыгран в советско-французском фильме Алова и Наумова Тегеран-43, где он сыграл следователя, влюбляющегося в героиню, которую сыграла Белохвостикова). В Любви Свана (1984), экранизации Марселя Пруста, осуществленной немецким режиссером Фолькером Шлендорфом сыграл аристократа-гомосексуалиста, весьма далекого от облика неотразимого мужчины. А в Нашей истории Бернара Блие (1984) предстает в облике алкоголика, испытывающего странное влечение к загадочной женщине.
С конца 1980-х снимается редко. В детективе Танцующая машина (1990) сыграл жестокого преподавателя танцев, доводящего танцоров в буквальном смысле до смерти. В том же году снимается у Жана-Люка Годара в фильме Новая волна. В 1992 интерес у фестивальной публики вызывает Возвращение Казановы. Сказать, что Ален Делон внес вклад в развитие французского кино, значит не сказать ничего. Он и есть французское кино, его благородный, красивый и романтичный образ.
Михаил Водопьянов
АЛЕН ДЕЛОН и Анни Жирардо. Кадр из фильма Л.Висконти РОККО И ЕГО БРАТЬЯ.
Райн А.Цондергельд. Ален Делон. Хладнокровный ангел. Серия: Мир кино. М., Панорама, 1996
Александр Брагинский. Ален Делон. Серия: Стоп Кадр.М., ЭКСМО, 2003